Домой / Windows 8 / Презентация по информатике табличные информационные модели. Табличные информационные модели (9 класс). Для составления табличной модель, необходимо

Презентация по информатике табличные информационные модели. Табличные информационные модели (9 класс). Для составления табличной модель, необходимо

Правила оформления таблицы
Таблица типа «объекты-свойства»
Таблицы типа «объекты-объекты-один»
Вычислительные таблицы
Решение логических задач

Ключевые слова

Таблица типа «объекты-свойства»
Таблица типа
«объекты-объекты-один»
Вычислительная таблица
Взаимно однозначное соответствие

Таблицы вокруг нас

Хронологические таблицы

Основные даты в истории компьютеров

Дата
Событие
1.
3000 г. до н.э.
Счёты в Китае
2.
1642 г.
Суммирующая машина Паскаля
3.
1694 г.
Счётная машина Лейбница
4.
1801 г.
Перфокарты Жаккара
5.
1830- е годы
Программируемая машина Бэббиджа
6.
1890 г.
Счётная машина Холлерита
7.
1946 г.
Первая ЭВМ
8.
1948 г.
Изобретение транзистора
9.
1964 г.
Появление интегральных схем

Расписание уроков

Программа телепередач

Таблица Д.И. Менделеева

Давайте обсудим

Таблицы составляют для описания ряда объектов,
обладающих одинаковыми наборами свойств.
Укажите объекты и одинаковые
свойства объектов
?

Национальный костюм

В Испании национальной одеждой женщины является пышное
платье с воланами Bata de cola, головным убором - мантилья
или кофья-де-папос, инструментом - гитара и кастаньеты.
В России национальная одежда женщины – сарафан, кокошник
или платок. Инструменты - балалайка и гармошка.
В Индии женщины носят сари, чоли, дупатту, а национальным
инструментом является ситар.
Bata de cola - пышное платье с воланами и оборками.
Мантилья - кружевная накидка на голову
Кофья-де-папос - кружевная накидка на голову с высоко поднятым
основанием
Сари - материал длиной 5-7 метров, который специальным
образом оборачивается вокруг тела.
Чоли - короткая футболка, одеваемая под сари.
Дупатта - лёгкий шёлковый платок.

Национальный костюм
Страна
Тип платья
Головной убор
Инструмент
Испания
Платье
Bata de cola
Мантилья,
кофья-де-папос
Гитара,
кастаньеты
Россия
Сарафан
Индия
Сари, чоли
Балалайка,
Кокошник, платок
гармошка
Дупатта
Ситар
Информация в таблице наглядна, компактна,
легко обозрима.

Структура таблицы

ЗАГОЛОВОК
ГОЛОВКА ТАБЛИЦЫ
Б
О
К
О
В
И
К
ПРОГРАФКА
СТРОКИ
ЯЧЕЙКА
ГРАФЫ (СТОЛБЦЫ)

Правила оформления таблицы

1. Заголовок таблицы должен давать
представление о содержащейся в ней
информации.
2. Заголовки граф и строк должны быть краткими.
3. В таблице должны быть указаны единицы
измерения.
4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены.
При необходимости в них заносят следующие
знаки:
? – данные неизвестны;
– данные невозможны;
– данные должны быть взяты из
вышележащей ячейки.

Классификация таблиц

Типы таблиц
Простые
таблицы
ОС
ООО
Сложные
таблицы
ООН
ОСО

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблицы типа ОС содержат информацию о
свойствах отдельных объектов, принадлежащих
одному классу.
Имя класса
объектов
Имя свойства 1 Имя свойства 2
...
Имя объекта 1
Имя объекта 2
...
Значение свойства объекта

Пример таблицы типа ОС

Необычные вещи
Вид
изделия
Год
изготовления
Длина
(м)
Страна
Джемпер
1999
Португалия
3
Шарф
1998
США
1073
Сандалии
2002
Пакистан
3.93
Саквояж
2003
Бразилия
3.7

Таблицы типа ООО содержат информацию
о некотором одном свойстве пар объектов,
чаще всего принадлежащих разным классам.
Имя первого
класса объектов
Имя второго класса объектов
Имя 1-го объекта
2-го класса
Имя 2-го объекта
2-го класса
Имя 1-го объекта
первого класса
Имя 2-го объекта
первого класса
Значение свойства пары объектов
...

Примеры таблиц ООО

Оценки по информатике
Ученик
Период обучения
I четв.
II четв.
1-е полуг.
4
5
4
5
5
4
5
5
4
Период
обучения Баутин Д.
Ученик
Баутин Дима
Школина Ира
Зайцев Илья
Школина И.
Зайцев И.
I четв.
4
5
5
II четв.
5
4
5
4
5
4
1-е полуг.

Таблица типа «объекты-объекты-несколько»

Оценки по информатике и математике
Период обучения
Ученик
I четверть
II четверть
Информатик
а
Математик
а
Информати
ка
Математик
а
Баутин
4
4
5
4
Дима
Школина
5
5
5
5
Таблицы
типа ООН содержат информацию
Ира
о нескольких свойствах нескольких пар
Зайцев
4
3
4
4
объектов, принадлежащих разным классам.
Илья

Таблица типа «объекты-свойства-объекты»

Антропометрические данные
и спортивные результаты
Упражнение
Ученик
Рост, Вес,
см
кг
Прыжок в длину
с места
Результат,
см
Оценка
Бег на 1000 м
Результат,
Оценка
с
Баутин Д.
168
56
197
5
220
5
Зайцев И.
159
46
178
4
263
4
Таблицы типа ОСО содержат информацию о свойствах
пар объектов, принадлежащих разным классам,
и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Вычислительные таблицы

Вычислительные таблицы - таблицы, в которых


из этой же таблицы.
Товар
Цена (руб.)
Количество Стоимость
Тетрадь
3
10
30
Альбом
5
4
20
Авторучка
10
5
50
...
Таблица типа ОС

Вычислительные таблицы

Человечек
Напиток
Всего
Незнайка
Пончик
Торопыжка
Пилюлькин
Квас
2
0
0
1
3
Газировка
1
3
2
0
6
Сироп
1
2
0
0
3
Касторка
0
0
0
1
1
Итого:
4
5
2
2
13

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Объекты двух классов могут находиться
в отношении взаимно однозначного
соответствия:
1) в этих множествах одинаковое количество
объектов;
2) каждый объект 1-го множества связан

2-го множества;
3) каждый объект 2-го множества связан
объектом
1-го множества.

Давайте обсудим

?
Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных
инструментов и говорят на одном из иностранных языков.
Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле.
Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского
языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на
арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.
Определите, на каком инструменте играет каждая из
девочек и каким иностранным языком она владеет.
Девочка
Музыкальный
инструмент
Иностранный
язык

Решение задачи

Увлечение
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Девочка
Маша
Оля
Лена
1
1
Арфа
Французский
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
Оля
Маша
играет
на виолончели
на
Лена
не играет
играет
на рояле
арфе
0
Валя

Решение задачи

Увлечение
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Арфа
Девочка
Маша
Оля
Лена
Валя
11
0
0
0
0
0
1
0
0
11
0
0
0
0
00
1
Французский
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
Заполним первую часть
таблицы

Решение задачи

Увлечение
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Арфа
Девочка
Маша
Оля
Лена
Валя
1
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
1
Французский
1
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
0
0
0
Маша
невладеет
знает
итальянского
Девочка,
которая
говорит
по-французски,
Виолончелистка
Оля
не
не
говорит
английским
по-итальянски
играет на скрипке

Решение задачи

Увлечение
Девочка
Маша
Оля
Лена
Валя
1
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
Арфа
0
0
0
1
Французский
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
0
1
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
Получим, что увлечения Маши – рояль и английский,
Оли – виолончель и немецкий, Лены – скрипка
и французский, Вали – арфа и итальянский.

Самое главное

Таблицы используют для описания ряда
объектов, обладающих одинаковыми
наборами свойств.
Таблица состоит из столбцов и строк.
Информация, представленная в таблице,
наглядна, компактна, легко обозрима.
Таблица типа «объекты-свойства»
содержит информацию о свойствах
отдельных объектов, принадлежащих
одному классу.

Самое главное

Таблица типа «объекты-объекты-один»
содержит информацию о некотором одном
свойстве пар объектов, чаще всего
принадлежащих разным классам.
Вычислительными называют таблицы, где
значения некоторых свойств вычисляются
с использованием значений других свойств
из этой же таблицы.

Самое главное

Объекты двух классов находятся в
отношении взаимно однозначного
соответствия, если:
- в этих классах одинаковое количество
объектов;
- каждый объект первого класса связан
заданным свойством только с одним
объектом второго класса;
- каждый объект второго класса связан
заданным свойством только с одним
объектом первого класса.

Давайте обсудим

?
1. Приведите примеры таблиц, с которыми
вы сталкивались в жизни.
2. Всегда ли удобно табличное
представление информации?
3. Какие преимущества обеспечивают
табличные модели по сравнению со
словесным описанием?
4. Любое ли словесное описание можно
заменить таблицей?
5. Каких правил следует придерживаться
при составлении таблиц?
6. Приведите пример таблицы ОС.
7. Приведите пример таблицы ООО.

«Табличные информационные модели»

Цели урока:

а) образовательные:

    повторить классификацию моделей по способу представления, определение информационной модели;

    познакомиться с различными формами информационных моделей (графическая, вербальная, математическая, табличная);

    вспомнить что такое таблица, из каких частей она состоит;

    введение понятий таблица объект-объект, объект-свойство, комбинированная таблица, матрица, двоичная матрица.

б) развивающие:

    развитие интереса к предмету за счет новизны некоторых понятий (матрица, двоичная матрица) и формы представления информации (презентация);

    развитие логического мышления с помощью логической операции анализ;

в) воспитательные:

    воспитание познавательной активности учащихся.

Оборудование: ПК для учителя, презентация, проектор, раздаточный материал (тест).

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – в начале урока – индивидуальная, остальное время – фронтальная.

Метод – объяснительно-иллюстративный.

    Организационный момент 5 мин.

    Проверка домашней работы 5 мин.

    Повторение (тест) 5 мин.

    Изучение нового материала 25 мин.

    Подведение итогов урока и задание на дом. 5 мин.

Ход урока:

I . Обсуждение вопроса о выполнении домашних работ (т.к. не все ее делают). Хвалю отдельных учеников за активность на предыдущем уроке.

II . На сегодня вам было задано придумать по примеру учебных, научно-технических, опытных, игровых и имитационных моделей. Кто справился с этим заданием? (проверяю наличие д.р., наиболее удачные примеры прошу прочитать)

III . А сейчас проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. Закройте, пожалуйста, все тетради и учебники. Я выдам вам тест. На его решение дается 3 минуты. На каждый вопрос нужно выбрать один правильный ответ. Приступили.

(см. тест 3)

IV . А сейчас приступаем к изучению нового материала. Записываем тему сегодняшнего урока «Табличные информационные модели».

Ребята, вы уже познакомились с классификацией моделей по способу представления. На какие же две большие группы делятся модели?

- Материальные и информационные.

(2 слайд)

Давайте вспомним, что такое информационная модель?

- Информационная модель – это совокупность информации, характеризующая свойства, состояние объекта и взаимосвязь с внешним миром.

Таким образом, информационная модель – это совокупность информации. В свою очередь эта совокупность информации может быть представлена в разной форме. Как вы думаете, в какой форме она может быть представлена?

(3 слайд все, что есть на слайде, записывают)

Во-первых, она м.б. представлена в графической форме, например, в виде схемы, графика, чертежа, карты.

Во-вторых, в вербальной форме. Как вы думаете, что такое вербальная форма?

Словесная форма.

Правильно, вербальная форма – это словесное описание.

Третья форма – математическая. Это описание соотношений между количественными характеристиками объекта на математическом языке. Например, формула площади треугольника.

И последняя форма, как вы думаете, какая? Это табличная форма. Именно на этой форме мы сегодня подробней и остановимся.

Хорошо, мы познакомились с вами с четырьмя формами информационной модели. Но встает тогда такой вопрос: какую форму выбрать при создании модели? А ответ на самом деле очень простой.

(4 слайд, пишут)

Форма информационной модели зависит от цели ее создания.

Давайте рассмотрим это на примере.

(5 слайд устно)

Перед нами стоит цель проследить изменение температуры в июне 2006 года. Какой информацией мы обладаем? У нас имеется температура за каждый день июня. Как вы думаете, в какой форме мы можем представить данную информацию?

В графической форме.

Правильно мы можем ее представить в графической форме в виде графика.

(5 слайд)

Что мы можем увидеть по этому графику?

Где температура росла, а где понижалась.

В какой день была максимальная температура и чему она равна?

В какой день была минимальная температура и чему она равна?

(Отвечают, но в какой день не могут точно сказать.)

Таким образом, мы видим, что график нам дает наглядность, но точность пи этом теряется.

Можно ли мы в какой-нибудь другой форме представить данную информацию?

Можно в виде таблицы.

В чем удобство данной формы представления?

Данные более точные.

Но тогда мы потеряем наглядность. Хорошо, давайте рассмотрим другой пример.

(6 слайд устно)

Нам нужно изучить какие моря и океаны омывают материк Австралия. Какую форму информационной модели нам удобнее всего выбрать.

Графическую форму, а именно карту.

Можно ли еще как-нибудь? Конечно можно, например, словесно. С запада Австралию омывает Индийский океан, с востока Тасманово море и т.д. мы можем перечислить все словами, но будет ли нам удобно таким образом изучать географию? Нет. Нам будет не наглядно.

Таким образом, мы видим, что графическая форма выбирается, если важным требованием является наглядность.

А теперь рассмотрим следующий пример. Нам нужно изучить оценки трех учеников за первую четверть. В какой форме мы можем представить данную информационную модель?

В графической форме в виде графика.

Хорошо, посмотрите на построенный мною график.

(7 слайд устно)

Удобно ли по нему изучать успеваемость? А если учеников будет много, все графики перепутаются, и будет еще более не удобнее.

Как еще можно представить эту информационную модель?

В виде таблицы.

Эта форма наиболее удобна в этом случае, так как информация записана более компактно, систематизирована.

Таким образом, мы видим, что табличная форма выбирается, если нам нужно систематизировать информацию.

Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с табличной формой информационной модели. Мы с вами обсудим из чего состоит таблица, чем она характеризуется, какие бывают виды таблиц.

В качестве примера рассмотрим таблицу. Это таблица успеваемости. В данную таблицу занесены оценки трех учеников по четырем предметам.

(8 слайд устно)

Сколько в этой таблице строк? Назовите названия строк.

Сколько в этой таблице столбцов? Назовите названия столбцов.

На пересечении строк и столбцов располагаются ячейки. Что занесено в ячейки? Таким образом, мы можем сказать, что каждая таблица характеризуется:

    названием (а если таблиц несколько, то ещё и номером)

    количеством строк и их названиями (заголовками строк)

    количеством столбцов и их названиями (заголовками столбцов)

    содержимым ячеек, находящихся на пересечении столбцов и строк.

Еще раз осмотрите на таблицу. В ней содержится совокупность информации об объектах, то есть мы можем назвать данную таблицу информационной моделью процесса успеваемости.

А теперь вы узнаете, какие существуют типы таблиц.

(9 слайд пишут все, что есть на слайде)

Первый тип - это таблицы объект-свойство, второй тип – таблицы объект-объект и третий тип – комбинированные таблицы. Что же это за таблицы? (переходим по ссылке). Запишем определение:

Таблица объект-свойство – это таблица, в которой отражаются несколько свойств, а все объекты принадлежат одному множеству.

Рассмотрим пример такой таблицы. Таблица «данные об учениках». В этой таблице отражается четыре свойства: дата рождения, рост и т.д. Все объекты принадлежат одному множеству – множеству учеников. Оставьте после определения место, дома приведете свой пример таблицы объект-свойство.

А теперь подробнее рассмотрим тип таблиц объект-объект. Запишем определение:

Таблица объект-объект – это таблица, в которой отражается одно свойство, характеризующее два или более объектов.

Рассмотрим пример такой таблицы. Таблица «Игры по футболу». В этой таблице одно свойство (дата игры) характеризует три объекта (три класса). Оставьте после определения место, дома приведете свой пример таблицы объект-объект.

(следующий слайд)

К какому типу относится данная таблица? Как вы уже заметили в этой таблице несколько свойств, которые характеризуют три объекта, т.е. таблица состоит из двух таблиц. Такая таблица называется комбинированной. Запишем определение:

Комбинированная таблица – это таблица, полученная при комбинировании в одной таблице нескольких таблиц вида «о.-о.» и «о.-с.». Оставьте после определения место, дома приведете свой пример комбинированной таблицы.

(следующий слайд)

К какому типу относится следующая таблица?

Объект-объект.

Посмотрите, пожалуйста, на содержимое ее ячеек. В ячейках содержатся числа. Так вот прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Запишем это определение.

Вы, наверное, уже заметили, что таблица состоит из нулей и единиц. Такая таблица называется двоичной матрицей. Запишем это определение:

Двоичная матрица – это матрица, составленная из нулей и единиц.

Она отражает качественный характер связи между объектами.

Дома придумайте свой пример матрицы и двоичной матрицы.

V . Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое матрица, двоичная матрица, какие бывают типы таблиц, как выбирать форму информационной модели.

Есть ли вопросы по новому материалу?


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Табличные информационные модели Структура и правила оформления таблицы

Правильно оформленная таблица имеет структуру: Табличный номер Общий заголовок таблицы Наименование граф Наименование строк ячейка графа строка

Простые таблицы Таблицы типа «объекты - свойства» (ОС) Таблица типа «объекты - свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу. Общий вид таблицы типа ОС: Имя класса объектов Имя свойства 1 Имя свойства 2 … Имя объекта 1 Имя объекта 2 … Значение свойства объекта

пример Ученики 2-го «в» Ученик Год рождения Рост (см) Вес (кг) Иванов Петя Петров Ваня Рыжков Коля

Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта второго класса Имя 2-го объекта второго класса … Имя 1-го объекта первого класса Имя 2-го объекта первого класса Простые таблицы Таблицы типа «объекты - объекты » (ОО) Таблица типа «объекты - бъекты » - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. Общий вид таблицы типа ОО: Значение свойства пары объектов

пример Оценки по информатике учеников 7 класса Ученик Период обучения 1 четверть 2 четверть 1-е полугодие Бутин Дима 4 5 5 Голубев Миша 4 4 4 Куликов Иван 5 5 5

Сложные таблицы Таблица типа « объекты-объекты-несколько » (ООН) Таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам. Общий вид таблицы типа ООН:

Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта второго класса Имя 2-го объекта второго класса … Имя 1-го свойства пары объектов Имя 2-го свойства пары объектов … Имя 1-го свойства пары объектов Имя 2-го свойства пары объектов … Имя 1-го объекта первого класса Имя 2-го объекта первого класса Значения свойств пар объектов

Оценки за полугодия и за год Фамилия Предмет Русский язык Математика … I II Год I II Год Бутин Дима Голубев Миша Куликов Иван пример

Сложные таблицы Таблица типа «объекты-свойства-объекты» (ОСО) Таблица, содержащая информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов. Общий вид таблицы типа ОСО:

Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства Названия индивидуальных свойств Название класса объектов, для которых есть только парные свойства Названия объекта из 1-й пары Названия объекта из 2-й пары Названия объекта из 3-й пары … Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов … Названия объектов Значения свойств

пример Успеваемость учеников 4-го «в» Предмет Учитель Количество уроков в учебном году Ученик Иванов Петя Петров Ваня I полугодие II полугодие Год I полугодие II полугодие Год Русский язык Кошкина А.Б. 160 Математика Кузнецов В.Г. 160 Природоведение Сидорова Д.Е. 64


Урок 7 «Табличные информационные модели. Таблицы типа «объект – объект» и «объект – свойства»»

Цель: познакомить учащихся с табличными информационными моделями.

Задачи урока:

1) образовательные:

  • сформировать навыки работы с моделями;
  • Познакомить учащихся с понятиями: «таблица », «таблица типа ОО», «таблица типа ОС», «объект», «класс объектов», «свойство объекта»
  • Научиться приводить примеры табличных ИМ различны типов

2) развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности учащихся;
  • развитие умения слушать товарищей, учителя;
  • развитие логического мышления учащихся.

3) воспитательные:

  • привить интерес к предмету;
  • воспитать эмоционально-положительную направленность на практическую деятельность.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Методы урока: объяснительно–иллюстративный

Этапы урока:

Организационный момент:

  1. проверка отсутствующих
  2. проверка домашнего задания (см. работа по основным определениям предыдущей темы)

Объяснение нового материала:

Еще одной из часто встречаемых форм информационных моделей является таблица или табличная ИМ.

В повседневной жизни мы можем встретить такие, например, таблицы как вычислительные, медицинские и пр.

При составлении таблиц в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Например, представление математических функций, статических данных, расписаний поездов, самолетов, уроков и пр.

Т.о таблица – универсальное средство представления информации. Также таблица может отражать некоторые процессы происходящие во времени. (табл №1)

В данной таблицы показания снимались в течении 5 дней в одно и тоже время суток. Глядя на таблицу, легко сравнить разные дни по температуре, влажности и пр. следовательно данную таблицу можно рассматривать как ИМ измерения состояния погоды.

В данной таблице строки содержащие события или даты называются объектами. А сведения содержащиеся в столбцах таблицы о состоянии погоды в данный день называются его (т.е. объекта) свойства.

Объект – то, о чем идет речь.

Столбец который содержит множество объектов объединяет их в класс объектов имеющих одно имя (в данном случае это День).

Класс объектов – это класс объектов объединенных каким–то общим признаком.

Также данная таблица содержит и характеристики этих объектов или их свойства.

Свойства – характеристики, признаки объекта. (У каждого свойства есть свое название и значение)

Итак, в данной таблице объектом например является день месяца.

Классом объектов является весь столбец «День», а свойствами объекта являются: осадки, температура и пр.

Данную таблицу можно отнести к наиболее используемому типу таблиц. Эти таблицы называются таблицами типа ОС.

Таблица типа ОС – таблица в которой рассматриваются объекты принадлежащие одному классу и все свойства относятся не к группе объектов, а к какому–то одному объекту.

Схема таблицы ОС

Правила построения таблиц ОС.

  1. Выделить объекты и свойства
  2. Назвать класс объектов
  3. Вписать название объектов и их свойства
  4. Вписать значение свойств

Другим распространенным типом таблиц является таблица типа ОО.

Таблица типа ОО – таблица, в которой описываются пары объектов имеющих только одно свойство.

Пример см таб. 2

Схема таблицы ОО

Порядок построения таблицы ОО:

  1. Выделить объекты и свойства
  2. Назвать класс первых и вторых объектов
  3. Вписать названия первых и вторых объектов
  4. Вписать значения свойств в ячейки

Этап закрепления:

  1. Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?
  2. Любое ли словесное описание можно заменить таблицей?
  3. Приведите примеры таблиц, с которыми вы сталкивались в жизни.
  4. Всегда ли удобно табличное представление информации?

Практическая работа:

Домашнее задание:

  1. Выучить записи в тетради
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии, 2005г. Стр. …. п. ….

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Табличные информационные модели

Таблицы вокруг нас Вычислительные Медицинские

Таблица – универсальное средство представления информации

День Осадки Температура (градусы С) Давление (мм. рт. ст.) Влажность (%) 15.03.97 Снег -3,5 746 67 16.03.97 Без осадков 0 750 62 17.03.97 Туман 1,0 740 100 18.03.97 Дождь 3,4 745 96 19.03.97 Без осадков 5,2 760 87 Таблица 1. ПОГОДА Информационная модель измерения состояния погоды.

День Осадки Температура (градусы С) Давление (мм. рт. ст.) Влажность (%) 15.03.97 Снег -3,5 746 67 16.03.97 Без осадков 0 750 62 17.03.97 Туман 1,0 740 100 18.03.97 Дождь 3,4 745 96 19.03.97 Без осадков 5,2 760 87 Таблица 1. ПОГОДА Объекты Свойства объектов

Объект – то, о чем идет речь. Класс объектов – это класс объектов объединенных каким–то общим признаком. Свойства – характеристики, признаки объекта. (У каждого свойства есть свое название и значение)

День Осадки Температура (градусы С) Давление (мм. рт. ст.) Влажность (%) 15.03.97 Снег -3,5 746 67 16.03. 97 Без осадков 0 750 62 17.03.97 Туман 1,0 740 100 18.03.97 Дождь 3,4 745 96 19.03.97 Без осадков 5,2 760 87 Таблица 1. ПОГОДА Объект Свойства объектов Объект Объект Объект Объект Свойство Свойство Свойство Свойство Класс объектов

Таблица типа ОС – таблица в которой рассматриваются объекты принадлежащие одному классу и все свойства относятся не к группе объектов, а к какому–то одному объекту.

Название класса объектов Название свойств Название объектов Значение свойств Правила построения таблиц ОС. Выделить объекты и свойства Назвать класс объектов Вписать название объектов и их свойства Вписать значение свойств Схема таблицы ОС

Таблица типа ОО – таблица, в которой описываются пары объектов имеющих только одно свойство.

Ученик Период обучения I четв. II четв. 1-е полуг. Баутин Дима 4 5 5 Школина Ира 5 5 5 Зайцев Илья 4 4 4 Таблица 2. Оценки по информатике

Название класса первых объектов Название класса вторых объектов Название вторых объектов Название первых объектов Значение свойства пары объектов Порядок построения таблицы ОО: Выделить объекты и свойства Назвать класс первых и вторых объектов Вписать названия первых и вторых объектов Вписать значения свойств в ячейки Схема таблицы ОО

Ученик Период обучения I четв. II четв. 1-е полуг. Баутин Дима 4 5 5 Школина Ира 5 5 5 Зайцев Илья 4 4 4 Таблица 2. Оценки по информатике класс первых объектов класса вторых объектов объектов объектов объектов объектов объектов объектов свойства пары объектов свойства пары объектов свойства пары объектов свойства пары объектов свойства пары объектов

Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием? Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? Приведите примеры таблиц, с которыми вы сталкивались в жизни. Всегда ли удобно табличное представление информации? Давайте обсудим







Правила заполнения таблицы 1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации. 2. Заголовки граф и строк должны быть краткими. 3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. 4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки: ? – данные неизвестны; – данные невозможны; – данные невозможны; – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки. – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.




Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу; Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу; В каждой строке содержится информация об одном объекте; В каждой строке содержится информация об одном объекте; В каждом столбце содержится отдельная характеристика (свойство) всех объектов класса. В каждом столбце содержится отдельная характеристика (свойство) всех объектов класса. Таблицы типа «Объект-свойство»


Примеры таблиц типа «объект-свойство» АвторНазваниеГодПолка 1 Беляев А.Р. Человек Амфибия Кервуд Д. Бродяги севера Тургенев И.С. Повести и рассказы Олеша Ю.К. Избранное19875 Домашняя библиотека (объекты-книги, свойства -, автор, название, год издания, полка)


Примеры таблиц типа «объект-свойство» ДеньОсадкиТемператураДавление Влажность (%) Снег-3, Без осадков Туман1, Дождь3, Информационная модель процесса изменения состояния погоды




Таблицы типа «Объект-объект» Таблицы типа ОО содержат информацию, отражающую взаимосвязи между разными объектами; Таблицы типа ОО содержат информацию, отражающую взаимосвязи между разными объектами; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между объектами разных классов; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между объектами разных классов; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между разными объектами одного класса. На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между разными объектами одного класса.


Примеры таблиц типа «объект-объект» УченикиРусскийАлгебраХимияФизика Беляев Р Волков И Галкина Н Иванова Т Успеваемость (объекты разных классов: ученики и предметы)






Таблицы типа «двоичная матрица» Таблицы типа ДМ содержат информацию о взаимосвязях объектов в виде чисел: нулей и единиц; Таблицы типа ДМ содержат информацию о взаимосвязях объектов в виде чисел: нулей и единиц; В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога или нет, посещает или нет и т.п.); В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога или нет, посещает или нет и т.п.); Таблицы типа ДМ используются для решения логических задач. Таблицы типа ДМ используются для решения логических задач.


Примеры таблиц типа «двоичная матрица» УченикиКомпьютерГеологияТанцыМузыка Беляев Р Волков И Галкина Н Иванова Т Увлечения, хобби (1 – да, 0 – нет)


Примеры таблиц типа «двоичная матрица» Серверы сети С1С2С3С4С5 С С С С С По двоичной матрице определите, какой сервер является узловым, если он непосредственно должен быть связан со всеми остальными серверами.


Решение логических задач с помощью таблиц ДМ Задача: Задача: В школе учатся 4 подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. О них известно следующее: 1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет. 2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста. 3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном. 4. Иван не любит баскетбол. Кто чем увлекается?




Решение задачи ФутболистБаскетболистЛегкоатлетХоккеист Иван10 -(из п.4)0 - (из п.1)0 - (из п.3) Петр00 - (из п.2)1 Алексей000 - (из п.1)1 Андрей (из п.3)