Здравствуйте, добрые люди!
Хотел поделиться идеей и опытом ее воплощения в жизнь ноутбука в авто.
Основная мысль – взяв за основу недорогой ноутбук, выжать из него по максимуму функций, полезных для эксплуатации в авто.Всего основных нарыл их них 7:
1. Навигация.
2. Камеры заднего вида и обгона.
3. Регистратор (запись видео и звука с камер).
4. Телевизор (в т.ч. спутниковое ТВ).
5. Просмотр видео, музыки, игры – мультимедийный центр (основное, для чего используют обычный ноутбук – компьютер).
6. Выход в Интернет (тут кому что надо – по сайтам полазить, почту глянуть, Интернет-пейджер вроде ICQ подключить).
7. Диагностика авто (компьютерная), чип-тюнинг.Выбор ноутбука.
Для использования в машине надо определиться, какой ноут более нужен.
Если у вас уже есть ноутбук и вам не жалко его поставить в авто – то нет проблем.
Пусть он будет с полосой на экране, с частично или полностью не рабочей клавиатурой – не страшно. Клавиатуру можно подцепить и внешнюю.
Смысла бежать в магазин и покупать какой-то модный двухъядерник с матрицей в 17 дюймов лично я совсем не вижу – т.к. для эксплуатации всего того, о чем я думал, достаточно класса Пентиум 3 (допускается даже 2!) с небольшой матрицей (кому как нравиться, но по моему,12 дюймов – самое то). Хотите развлекаться с большим экраном ноута – ваш выбор, но практически он спереди занимает много места, кушает много энергии, а к любому самому небольшому ноуту можно подключить любой внешний монитор – панель – проектор, поставить его на задних рядах или вовсе вынести его за пределы авто и устраивать киносеансы.
Для справки: ЖК монитор 15" стоит 4тр (2-3тр бу), 17" – около 5тр (3-4тр бу) 19" – около 6тр (бу до 5тр), проектор с достаточным ресурсом лампы - от 12тр бу и от 20тр новый.(цены примерные для ориентира – кто знает, может знакомый наркоман у вас продаст любое из этого за 100р).
Почти по всех ноутах есть и выход на обычный телевизор – если возникнет необходимость. При желании можно попробовать ввести на вход встроенного телевизора-навигатора сигнал от ноута в формате NTSC – и если он будет работать, то ноут можно свернуть и положить в бардачок – все основное будет видно на родном экране. Но на практике – не пробовал.
Удача улыбнулась вам, если попался ноут с тач-экраном, тогда можно обойтись без клавиатуры (были такое NEC-и, Panasonic-и, Sony)
Если есть желание, можно отсоединить матрицу (вместе с крышкой) от нижней части ноутбука и поставить ее отдельно, как жк-телевизор на панель – удлинить сигнальный шлейф можно (хотя на многие буки очень сложно)
Если есть возможность – НЕ берите ноуты российской сборки (айру, ровер, блисс и пр.), откровенный Китай тоже не очень надежно (максселект) – также много очень идет подделок под нормальные марки – сони, асустек, НР. Корпус должен быть металлическим (из сплавов) – для нас главный критерий, чтобы бук в раскрытом состоянии не прогибался и не колыхался как лист бумаги. Отличный вариант – защищенные ноутбуки Panasonic (разных классов защиты, но даже самый дешевый и простой из очень – офисного класса – очень надежен и шустр), Митак. Славятся и IBM(серий T, X, R – в порядке ухудшения прочности), Sony, Compaq (M700, n400, n600, n610 - чрезвычайно жесткий корпус, выполненный на основе магниевого сплава и композитных материалов. Однако другие серии - совсем не годятся для авто – слишком хлипкие). Разумно присмотреться к бу ноутбукам они в разы дешевле новых, если батарея не живая – совсем не смертельно, восстановить ее новыми элементами стоит от 800 до 1500р – для маленьких буков).Небольшое замечание – поставьте к ноутбуку внешнюю USB звуковую карту
http://www.nix.ru/autocatalog/soundb...und_26375.html
звук 5,1 в машине – совсем неплохо…Навигация:
Самый экономичный вариант приемника –
http://www.nix.ru/autocatalog/GPSRec...GPS_41824.html .
Стоит примерно 1500р. В помещении он работает плохо, но в авто или просто на чистом воздухе – нет проблем.
Где взять его (как и другие товары, на которые я тут ориентируюсь) – в каждом городе есть контора, которая возит комплектующие под заказ из Москвы, ориентируется на фирму НИКС (www.nix.ru). Сроком не более недели, ценником не более 10% от дилера (правая колонка прайса) в никсе.
Если не любите много проводов – возьмите это вариант приемника в Bluetooth исполнении – он рублей на 600 будет дороже.Софт к навигации:
Очень хорошо приемник показал себя с картой дорог России «Дороги России 2005» Фирма «ИНГИТ» www.ingit.ru . Пару лет назад я взял диск за 50р в лавке, торгующей дисками, сейчас ситуацию на рынке не знаю – но слышал, что большие гонения идут на пиратские диски. Работает из сиди-привода, но был сделан образ «алкоголем 120» и размещена карта на жестком диске ноутбука. Все ее функции – работают. Если попросите – выложу образ этого диска в сети.
Если необходима детальная карта вашей местности - спрашивайте у местных знатоков, сейчас в разных городах выпускают много бизнес-карт-справочников с привязкой к GPS (www.2gis.ru , например) либо прикрутить на OZI-explorer – все варианты работали с этим приемником.
Можно организовать и отправку координат в реальном времени или через заданный промежуток по GPRS – связи(через сотовый), тогда сидя у себя дома можно отслеживать движение нужной тебе машины. Но это в теории, пока руки не дошли воплотить (скорее, заказов на это не было) – никаких приборов дополнительно к имеющимся применять не надо, вопрос в программной поддержке – если кто-то уже добился этого, крикните.Камеры:
Самый дешевый вариант – Web-камера(USB). Но совершенно не подходит для наружного монтажа, для обгона тоже не ахти. Если сильно надо видеть, чем занимаются на заднем сидении авто – то она в самый раз.
Для ноутбука лучшее решение – взять PCMCIA ТВ-тюнер. У него есть вход для обычной (дешевой!) камеры – хотите, с подсветкой ИК, можно ставить и объектив посильнее, есть вариант беспроводной – различного класса защиты. Самая дешевая внутренняя в цвете – 450р. Есть и кронштейны к ним и обьективы. Вариантов и способов их установки – множество, ранее не раз обсуждалось.
Рекомендую порыться в этом каталоге: http://www.nix.ru/price/nix539.htmlТюнер – выбор за вами. На момент написания были новые вот такие http://www.nix.ru/autocatalog/tv_tun...CIA_56646.html
Я использовал недорогие Smart TV Card - он тоже встраивается во внутренний PCMCIA разъем (а они есть во всех ноутах) – недорогой китайский вариант, только без пульта и встроенного радио, ценник на него новый – 1500р, прекрасно работает на Р3-буках. Если желаете плодить провода-коробочки – но сторонник унификации и универсальности устройств – попробуйте:
http://www.nix.ru/autocatalog/tv_tun..._QQ_55885.html
Главное, на что обратить внимание – чтобы этот тюнер работал с вашим процессором – смотрите его системные требования при покупке. Большая часть тюнеров требует производительность Р4 процессора, но есть и те, кому достаточно класса Р3-500.
По приему телевизионного сигнала – сильно не экспериментировали, какие лучше применять антенны – подробностей вам не скажу.
Подцеплять камеру можно через стандартный вход по низкой частоте у тюнера. Управление камерами и телевизором – через стандартный или альтернативный софт – дело вкуса. На 1 тюнер цепляется 1а камера(там только 1 разъем), если больше камер – то нужен переключатель между ними – самый простой вариант – механический, переводящий только видеосигнал, питание у камер желательно непрерывное).
Запись с камер – функции регистратора – тоже обычным софтом, если лениво загружать каждый раз комп – поставьте в виндах нужные функции на автозагрузку, а нажатие нужных клавиш – программой типа automouse. Тогда вам достаточно будет включить кнопку питания ноутбука, чтобы через несколько минут все нужные программы выплыли на экран и система была готова к работе.Если есть желание смотреть спутниковое ТВ – ограничение – авто должно стоять на месте. Для ноутбука докупается внешний DVB – приемник (SKYstar USB либо аналог). Складываемые портативные тарелки есть, но диаметр их невелик – 30см, на ней практически ничего не поймаете за Уралом. Тут лучше пригласить знатока по тарелкам вашей местности – в средней полосе России на алюминиевую отечественную тарелку в 60см диаметра (Супрал – 600р) + принимающую голову (250р) + мачта (стойка для крепления тарелки)
будут ловиться спутники
http://www.lyngsat.com/ew4.html
http://www.lyngsat.com/eam22.html
http://www.lyngsat.com/bonum1.html
Для того, чтобы поймать сигнал на тарелку от спутника требуется определенная сноровка, способов автоматизировать этот процесс задешево пока не придумано.
Если хотите закрытые каналы к просмотру (НТВ+) – то у вас все уже для этого есть, для полного счастья необходимо настроить софт на шаринг и подключить Интернет через сотовый телефон.
http://sat-forum.org/
http://sat.net.ua/
- это для примера, все есть внутри.Канал GPRS(чтоб Интернет был) – организуем
1. Через сотовый телефон (если далеко от зоны уверенного приема – используем внешнюю антенну, продается в фирмах, торгующих аксессуарами для сотовых – длина кабеля там 20м, подключается к любому сотовому – я брал 2 года назад такую за 600р) – при помощи дата-кабеля (самое то!), ИК-порта (очень ненадежно), Bluetooth (надо чтоб телефон поддерживал – а в бук, если нет встроенного – покупаем и ставим USB Bluetooth – 250р)
2. через PCMCIA Modem
http://www.nix.ru/autocatalog/notebo...ass_26458.html
Если в местности есть EDGE –
http://www.nix.ru/autocatalog/notebo..._12_54685.html
Они-же выполняют и функции обычного сотового телефона.
Выбор надежного и экономичного оператора – за вами!Все обычные функции ноута и компьютера – игры, музыка, фильмы, интернет – обсуждать тут не буду. Сделаю замечание – хотите, чтобы бук шустрее работал, спросите у специалиста про оптимальную операционную систему – некоторые ноуты класса Р2-3 заточены оптимально под win98, 2000 или ME. Ставить сразу висту или ХР-SP2 – неблагодарное занятие…
Диагностика авто и чип-тюнинг:
В интернете много инфы.
Набираем в поисковике « диагностика авто чип-тюнинг» - выдаются подробности.
Сами не пробовали, не было необходимости – знаю лишь, что для этого желателен COM- порт на буке и особо сложного там нет.Преобразователь напряжения для ноутбука: 12в на 220в
Не берите дешевые по 400-500р небольшой мощности (60вт) – они дохнут почти сразу, проблемно сдаются по гарантии, если работают, то жутко греются. Надо - никак не меньше 150 Вт! По возможности возьмите вот этот
http://www.nix.ru/autocatalog/notebo...220_54014.html
Обычно их сразу модернизируют – вскрываем корпус (увы, лишаемся гарантии, но гореть там особо нечему) – садим на радиаторы силовые транзисторы, предварительно смазав места соединения термопастой (АЛСИЛ) Т.е. задумка у них хорошая, но качество сборки – вах…
Еще – если будете подключать к преобразователю телевизор на обычной стеклянной трубке, предварительно отключите у него петлю размагничивания, т.к. в начальный момент включения происходит сильный бросок напряжения и практически в любом преобразователе как минимум сгорает предохранитель. Без петли все работает нормально.Привод к ноутбуку:
Если вы решили поставить в машине небольшой ноутбук, то на нем может не оказаться привода – СД, ДВД. Для настройки системы это не так страшно, но если вдруг решитесь им пользоваться, то можно предложить вариант USB – бокса внешнего для привода ноутбука(новый 700р + сам привод DVD – 500р). Питается он автономно - один разъем у него идет обмен данных по USB, другой приносит питание – по другому разъему USB или от разъема мыши-клавиатуры PS/2.Такие внешние приводы позволяют без тормозов смотреть полное ДВД – на конфигурации Р3-800/128/14матрица/win2000
Не смог за это время предложить вариант крепления ноутбука в машину – придумать красивую и надежную стойку, полочку. Если есть у кого опыт крепления бука в авто – поделитесь! Я ограничился тем, что бук лежит на соседнем сиденье или на коленях у штурмана – пассажира.
Итого считаем затраты:
1. бу ноутбук IBM 2661 Cel 500/128mb/40Gb/12матрица/win2000 – 7000р
2. Навигатор – 1500р
3. Сотовый Моторола бу с USB дата кабелем – 500р
4. Тюнер PCMCIA – 1500р
5. преобразователь 12-220в 300Вт – 800р
6. Камеры – 450р – на обгон
7. DVB – приемник внешний – 3000р
8. Спутниковая тарелка в комплекте – 1000р
9. внешний двд-привод – 1200р
10. детали на диагностику и чип-тюнинг – 400р17 350р – по полной программе, не считая работы.
11 750р – только основные функции (навигация, камеры, ТВ)Системы на этой основе бегают уже по дорогам России более года.
Надеюсь, может кто подскажет, что тут можно улучшить и исправить.
Приветствую хабрасообщество. Сегодня я хотел бы затронуть тему PC-x86 в автомобиле. Эта сфера очень невнятно отображена в этом блоге, если не считать автомобильных подставок под ноутбуки.
Далее под катом десяток фотографий подперчённых текстом. Гики-автолюбители, вам будет интересно.
Автомобиль
Ford Transit пред-последней модели, выпускаемой с 2000 по 2006 год включительно. Средняя база и высота, 2 сдвижные двери по бокам. Изначально 3 местный(аля Газель?))), однако был переделан. Половина грузовой части авто было решено огородить в пользу увеличения салона. Таким образом, удалось установить еще один ряд сиденьев. (родные фордовские «табуретки» тоже сняли, все сиденья BMW с подогревом) В салоне просторно, хоть на голове стой, в тоже время «багажник» очень вместительный. 🙂
Не вдаваясь в подробности, весь салон обработан термо-звуко-изоляцией, обит толстой фанерой, после чего обтянут автомобильным карпетом.
PC
Выбор комплектующих не был сложной задачей. Конечно это модная сейчас связка Intel Atom+i945. Причин такого выбора много. Возможность установки в небольшой корпус, не смотря на это, исключены проблемы охлаждения, небольшая цена и, в то же время, почти все компоненты включены в 50-100$. Волновались насчет производительности… и напрасно, всё быстро загружается и бегает, смотреть FullHD в пробках не было в планах. 😉
- HDD - само собой, только ноутбучный 2.5’, насчет SSD - пока слишком дороги.
- RAM - 1Гб, вполне достаточно. Больше - слишком долгое включение после hibernate. Меньше - явно не достаточно для полноценной комфортной работы CarPC.
- DVD-привод - обычный ноутбучный(NEC).
Все комплектующие аккуратно установлены в Mini-ITX корпус Modecom FEEL 102, прикручен 1 небольшой куллер, запускаемый в пол-мощности.
Эта небольшая коробочка располагается под сиденьем штурмана. 🙂
*в скором времени корпус подлежит замене, хочется 2 HDD, привод в «бардачок», залепить все отверстия пыле-фильтрами и прочие мелкие вкусняшки.
POWER
Питание обеспечивается штатным БП внутри корпуса, допустимый вольтаж на входе 7-14 вольт. Питается напрямую от аккумулятора через диод(-1 вольт). Вкл. - не фиксированной кнопкой, выкл. - либо той же кнопкой, либо АСС автомобиля с задержкой в две минуты. (любое реле времени)
FRONT LCD
Выбор был не велик. Либо китайский, собранный на коленке, NONAME, либо китайский Mystery хоть с какой то гарантией производителя. Дисплей моторизованный, сам собирается в автомобильный 0.5DIN. На входе - RCA, VGA, S-Video, ТВ-тюнер отдельным выносным блоком. Из выходов - usb для подключения к pc (работа тач-скрина). Сенсорный, резисторный, чувствительность приемлемая, регулируется в сервис-меню.
Mystery MMT-8120
USB на панели.
REAR LCD
Обычный жк-монитор 17 дюймов, вмонтированный в потолок. Вполне комфортно смотреть HouseM.D., когда есть свободное время в машине.
Правда в то время не нашлось монитора с питанием 12V, поэтому пришлось приобрести дешёвый инвертор с 12 на 220V, да и в дальней дороге 220V не помешают.
Управление
Управляться с тач-скрином вполне удобно, но не когда ты сидишь за рулём. На помощь пришёл 3d-джойстик от Logitech. Как обычно, эта марка радует. Очень качественно, приятные материалы. Не смотря на совсем уж необычное использование джойстика, пользоваться оказалось очень удобно. Ложных срабатываний нет, калибруется и настраивается легко.
*подлокотник надо бы обтянуть кожей.
Звук
Совсем недавно подвергся доработке. Оказывается на выбранной материнской плате есть пиновый цифровой выход, приятный сюрприз. Сразу же был заказан усилитель Chalenger (кстати говоря, был разработан в России), который имеет на своём борту цифровой коаксиальный и оптический входы с аппаратным декодером 5.1. Сказать, что звук стал лучше - ничего не сказать. Это надо слышать. HDD сразу же показался маленьким благодаря увесистому flac.
Сабвуфер 18 дюймов, корпусом для которого служит «багажник», по совместительству камера для пыток(см. 2 фото).
Стойки с ВЧ-динамиками.
ПО
WindowsXP + Centrafuse. На данный момент найти что нибудь лучше сложно. Связка стабильна, вполне неплохой интерфейс.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что в будущем, я не удивлюсь, если увижу x86-PC формата 1-2DIN уже с дисплеем, тач-скрином, которые можно так же легко встроить в стандартное отверстие в авто, как и обычную автомагнитолу сейчас. Нет, я не говорю, что это прямое продолжение ветки развития автомобильных плееров, всё таки требуется много настроек, допиливания, не говоря уже о поддержке, что неприемлемо для крупного рынка. Возможно будущее за определённого рода embedded-системами, работающими из коробки.
Не смотря на это, уже сейчас можно попробовать использовать PC как автомагнитолу, GPS-авто-навигатор, не говоря уже о системе видео-наблюдения(простые web-камеры вполне подойдут), мониторинга и контроля двигателя и прочих вещах, о которых мы могли только мечтать при использовании стандартных методов.
Всем спасибо за внимание. Вы хорошая публика, раз дочитали до конца.
Что бы правильно установить компьютер и дополнительное оборудование, необходимо определится какие функции должен выполнять этот набор устройств и где внутри автомобиля все это установить.
Автор установил в свой автомобиль Toyota Avalon 1999 компьютер (CarPC) Xenarc MP-SC8 и Xenarc 7" touchscreen LCD
Основные функции которые должен был выполнять компьютер в автомобиле:
GPS Navigation (навигатор)
- доступ к e-mail (как к рабочему так и к домашнему )
- доступ в интернет
- wi-fi Точка доступа (для подключения к интернету в путешествиях с прицепом типа дом на колесах)
- возможность ftp загрузки фото и видео с IP камеры установленной на приборной панели автомобиля.
- воспроизведение музыки. У автора головное устройство Alpine CD-9857 напрямую соединяется с iPod - поэтому надобности в дополнительных носителях музыки небыло, но после установки компьютера через вход AUX in можно прослушивать музыку напрямую с компьютера, а так же можно слушать радио со спутникового тюнера (Sirius tuner).
Установленные компоненты:
Дисплей с тачскрин (Xenarc InDash Touchscreen LCD) и головное устройство Alpine CD-9857
SIR-ALP1 Sirius tuner и антенна
- модуль хэндс фри (Motorola IHF100 Bluetooth Handsfree kit)
“Изолятор” для батарей - по сути это специальный преобразователь который позволяет работать электро-системе автомобиля с двумя аккумуляторами. Такой преобразователь не позволяет аккумуляторам полностью разряжаться, а так же следит за равномерной зарядкой каждого аккумулятора. Так же выполняет изолирующую функцию, предотвращая разряд аккумулятора на бесполезные нужды (как то зарядка другого аккумулятора, или разряд на потребителей в случае низкой зарядки)
- Специальная аккумуляторная батарея для звуковой системы (Aux AGM type battery)
- кабели и 100 Амперные защитные реле (100 amp breakers)
- специально подготовленный лист МДФ (3/4" MDF) с механизмом (выдвижные направляющие для мебельных ящичков) для выдвижения и свободного доступа к приборам доски, а так же для снятия всей конструкции с приборами и установки в любой другой автомобиль.
- автомобильный компьютер (CarPC), блок питания (Carnetix 2140 PSU), ЮСБ-хаб (IOGear USB Hub), 60 Амперное реле (60 amp Relay) и блок предохранителей 12 штук разных номиналов, для разных устройств (Blue Sea Systems DC Fuse Block).
Владелец автомобиля запланировал еше несколько доработок системы.
- установить кнопки включения компьютера с помощью реле вне зависимости от включенного или выключенного зажигания.
- регулируемый выход 12 Вольт для роутера мобильной связи, а так же один не регулируемый выход для дополнительных устройств.
- удлиннители для ЮСБ входов (USB), входов сетевой карты (Ethernet), аудио выходов (Audio).
Специфической особенностью данной системы стала установка компьютера и всех дополнительных приборов на специальных кронштейнах под задней полкой автомобиля (под задним стеклом).
Для этого владелец изготовил специальную панель из МДФ, которая закреплена на выдвижных механизмах для мебельных ящичков. Направляющие позволяют выдвигать полку с приборами для последующей настройки, а так же удовлетворяют одно из главных условий - возможность дэмонтирования полки и установки на другой автомобиль.
Для полки установлены фиксирующие механизмы для устойчивой фиксации во время движения.
На доске размещены все необходимы устройства, реле и разъемы для подключения. Для отключения доски нужно отключить всего несколько разъемов и вот она у нас в руках, все остальные соединения реализованы в пределах доски.
Еще одна характерная особенность это использования специальной аккумуляторной батареи для автозвука типа AGM (Aux AGM type battery). Это специальные ГЕРМЕТИЧНЫЕ гелевые батареи, с повышенной площадью электродов.
Преимущества таких батарей в низком внутреннем сопротивлении. Они отдают очень большие токи за очень маленькие промежутки времени и не боятся глубоких разрядов. По сути они обладают всеми приемуществами специальных накопительных аудио конденсаторов большой емкости.
Именно поэтому в приведенной системе данный аккумулятор расположен прямо возле доски и с приборами в багажнике под полкой.
Еще один огромный плюс данного аккумулятора это возможность установки внутри салона автомобиля так как аккумулятор полностью герметичен и не требует обслуживания.
В приборную панель автомобиля установлен дисплей с тачскрином (Xenarc InDash Touchscreen LCD) выдвигающийся по требованию, а так же головное устройство Alpine CD-9857 на штатное место автомагнитолы.
В подкапотном пространстве была заменена проводка и установлен специальный преобразователь для работы генератора с двумя аккумуляторами (штатный и аккумулятор для авто-звука установленный в багажнике) j котором мы говорили чуть выше.
Желаем вам удачи в вашей установке и надеемся что реализация которую мы описали выше поможет вам в ваших начинаниях.
Многие, кто мечтает о том, что у них будет собственная машина, не забывают фантазировать и об установленном в нее компьютере. Для некоторых эти две вещи неотрывно связаны. Водители такие сначала покупают желаемое авто, на котором ездят на пару с ноутбуком.
Но рано или поздно такие водители находят много неудобного в подобном комплекте. Ноутбук придется носить всегда при себе - ведь в машине его не оставить. Часто в такой ситуации можно столкнуться с проблемой плохого функционирования устройств при попытке подключить их через USB-Hub. Наверняка это зависит от мощности питания. Конечно, много неудобств создает несенсорный экран. И это лишь такие неудобства, которые чувствуются лично, не учитывая каких-то технических аспектов.
Собственноручная установка компьютера в автомобиль: с чего начать?
Поможет в этом деле старый «системник». Многие в свое время пытались собрать что-то толковое в коробке, а потом оставили неплохие вещи из-за покупки ноутбуков. Рассмотрим конкретный пример. Допустим, у нас Pentium IV 3.6 GHz с жестким диском на 250 Гб, видеокартой на 128 Мб и оперативной памятью 1 Гб.
Понадобится также хороший сенсорный монитор. Неплохо подойдет расширение 1024*768. Не забывайте и о том, что в вашем системнике будет важная вещь - USB-порт. Гармоничным дополнением может стать привод для DVD (конечно, встроенный), а также пульт управления на расстоянии. Вы будете гордиться своим творением.
Первым делом снимаем бардачок и беремся за деактивацию усилителей. К выходам «аудио» в «голове» нужно непосредственно подключить тюльпаны. Затем - монтировка проводов непосредственно для нашей «головы», чтобы подключить питание, антенные выходы, а также USB и другие важные вещи. Для удобства провода желательно спрятать в подлокотники или под ними.
Вслед за монтированием проводов можно будет установить «голову» в выделенное под нее место. Не забываем время от времени проводить контрольные проверки. Но этот этап не является финишным. Кстати, выбрав операционную систему, лучше заранее ее установить и настроить, чтобы упростить потом себе жизнь.
Куда же девать материнскую плату? Подключить в машине. Для того, чтобы исключить всевозможные скачки напряжения, блок стоит подключать («запитывать») прямо от аккумулятора. Управляющий провод подключается от зажигания. На данном этапе нам снова потребуется поискать кое-что в интернете. Толчком к этому стали неприятные наводки звука во время загрузки все системы. Длительные поиски подсказали удачный выход, которым стал Ground Loop Isolator. В динамиках во время загрузки он создаст тишину.
В момент включения зажигания на провод, отвечающий за управление, подается плюсовый разряд. Спустя 3 секунды материнскую плату уже «запитывает» блок постоянного питания. Если зажигание выключить, то через 3-5 секунд блок отключит «материнку». Чтобы ускорить будущие запуски уже установленного, компьютера, рекомендуется настроить его так, чтобы после выключения зажигания компьютер перешел в режим сна.
Но помните, что режим ожидания растрачивает кое-какую электроэнергию для сохранения необходимых данных. Общее количество ее составит примерно 5 V SB. Исходя из этого, логично было бы ограничить такую работу компьютера временными рамками в два часа.
Работа блока питания
Ситуации, когда просто необходима перезагрузка компьютера именно вручную, вполне привычны для пользователей. Данный эффект можно воссоздать с помощью реле, которое нужно установить непосредственно в цепь выхода самой сигнализации, поэтому вполне достаточно на протяжении некоторого времени удерживать определенную кнопку брелка, чтобы прекратить подавать от аккумулятора электричество. На практике эта вещь оказывается довольно-таки полезной.
Для «материнки» хорошим местом станет пространство под сидениями . Допустим, не все пошло идеально, и спустя какое-то время компьютер начал отключаться. Причина в том, что аккумулятор был разряжен, его заряда не хватило даже для запуска двигателя. В ходе исправления также может вылезть несколько неприятностей, но все поправимые, помните о своей цели. Так, дело исправить может покупка материнки с меньшим форм-фактором с уже встроенной видеокартой. Порой замена платы может натворить реальных чудес в плане быстроты и эффективности работы.
Отличное расположение для материнской платы и блока питания
Плату и блок питания проще всего установить под креслом водителя. Под сидением прячется и пучок проводов. На том же месте разместить можно и реле обогрева заднего стекла. Во время запуска двигателя автоматически включается и обогрев Летом его можно вовсе отключить. Правда, из-за установки кулера нельзя будет перевозить на заднем сидении пассажиров, но ради идеи этим можно пожертвовать.
Установка выключателя внутри цепи управляющего провода зажигания позволит включать компьютер как вместе с задействованием зажигания, так и нет.
Кто такие «карписишники» и чем они увлекаются? Как желание слушать музыку в формате МP3 в автомобиле породило огромное комьюнити? И что такое вообще компьютер в автомобиле – атавизм, ретрохобби или по-прежнему актуальная вещь?
Зачем нужен компьютер в автомобиле?
А давайте-ка для затравки прогуляемся мысленно в год эдак 2000… Достижения техники, восхищавшие нас на стыке тысячелетий, сегодня вызывают только нервное всхлипывание… Первый телефон с MP3-плеером Siemens SL45, память которого составляла от 16 до 32 мегабайт, первый телефон с фотокамерой, имевшей разрешение лишь 0,1 мегапикселя, – Sharp J-SH04, первый телефон со встроенным GPS Benefon ESC… И все это – лучшие (!), флагманские модели, а значит, рядовым обывателям недоступные.
Обычные граждане, мы с вами, в те годы редко имели MP3-плеер, цифровую камеру или навигатор (и тем более встроенные в телефон!), не представляли планшетов в их сегодняшнем понимании – наши мечтания применительно к мобильникам чаще всего ограничивались полифонией, а автомагнитола, играющая MP3, представлялась чудом. Про такой копеечный сегодня аксессуар, как видеорегистратор, и помыслить было нельзя!
Собственно говоря, многие считают, что именно MP3 и дал главный толчок к развитию автомобильных компьютеров. 2000 год (ну, если уж быть точным, то 1998-99, тут расплывчато…) ознаменовался массовым всплеском интереса к музыке в формате MP3 и широким распространением знаменитого программного плеера Winamp. И, хотя еще вовсю выпускались и продавались кассетные автомагнитолы, множество людей не могли спать спокойно из-за невозможности слушать в автомобиле MP3 – такой удобный и ставший привычным на домашнем «пи-си»!
Но городить компьютер в машине только ради MP3 – это явный перебор, подобным занимались считанные энтузиасты, располагавшие явным избытком свободного времени. Тысячи людей увлеклись «любительским карпьютеростроением» лишь в середине 2000-х, когда в массы пришло понимание удобства и необходимости в повседневных поездках навигации, видеозаписи движения, мобильного доступа в интернет и, конечно же, воспроизведения любых форматов аудио- и видеофайлов. Так во всем мире, не исключая и нашу страну, возникло комьюнити «карписишников».
CarPC из 2000-х. Каким он был?
Как выглядел CarPC в середине 2000-х? Типичный автокомпьютер был эдаким «пауком», распределенной системой. К примеру, сам комп – под сиденьем, в центральной консоли – небольшой 7-дюймовый сенсорный монитор, в бардачке – CD-ROM и USB-гнезда, на заднее стекло приклеены GPS-антенны и выносной GPRS-модем для интернета, на лобовом – камера видеорегистрации, провод от которой идет к карточке видеозахвата, и т.п. Чтобы машина в итоге не выглядела внутри подобно , «карписишникам» приходилось проделывать нешуточные объемы арматурных работ по салону, интегрируя все это барахло и соединяющие его провода под обшивки и покрытие пола…
Материнская плата и корпус:
Для CarPC использовали стандартные десктопные «материнки» с необходимыми периферийными карточками в PCI-слоты и в порты на задней стенке – видеокартой, беспроводными интерфейсами, платами видеозахвата для камер наблюдения за дорогой и салоном, GPRS-модемами, выносными GPS-антеннами и т.д. Главной сложностью был корпус – как правило, самодельный, рассчитанный на скрытый монтаж под сиденьем, в бардачке (зачастую с полным удалением перчаточного ящика!), в нише багажника и т.п. Типичный автомобильный компьютер середины 2000-х - склеенный из толстого оргстекла корпус с обычной десктопной начинкой:
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Хранилище данных:
Операционная система, софт, музыка, видео и т.д. хранились на обычном жестком диске, без какой-либо виброразвязки или термозащиты – все прекрасно работало и так, хотя у неофитов именно выживание винчестера при автомобильной тряске и перепадах температур вызывало наибольшие сомнения.
Дисплей:
Дисплей в CarPC – это не только средство визуального отображения информации, но и главное устройство управления всей системой! Ибо клавиатуру и мышку в движении использовать нереально, и лишь редкие энтузиасты применяли беспроводные трекболы, тоже, надо сказать, не шибко удобные. Поэтому «карписишники» были одними из первых, кто активно начал юзать сенсорные мониторы, пока большинство воспринимало их еще как экзотику. Мониторы для автомобильного компьютера были, как правило, 7-дюймовые и относились к одному из трех основных типов:
- Мониторы от производителя специализированных автомобильных мониторов типа компании Lilliput – готовые устройства с 12-вольтовым питанием и сенсорным экраном, которые можно было встроить в интерьер. Довольно дорогие изделия.
- Моторизованные мониторы, внешне схожие с однодиновой магнитолой, которые выезжали и поднимались вертикально, от производителей автоэлектроники второго-третьего эшелонов, например, Prology. Тоже недешевые.
- Самодельные конструкции в виде дешевого китайского автотелевизора с VGA-видеовходом, на который наклеивали купленную на eBay сенсорную прозрачную пленку с USB-интерфейсом. Популярный бюджетный вариант.
Блок питания:
Едва ли не самый важный компонент карпьютера, который должен работать без сбоев при нестабильном напряжении автомобильной бортсети, не уходить в перезагрузку при вращении стартера, уметь беречь аккумулятор машины, контролируя напряжение и интеллектуально выключаясь. Основных вариантов тут было четыре:
- Специальный блок питания для CarPC. Дорогой, но качественный.
- Самоделка по схеме форумчанина сайта «карписишников» Сергея Лебедева. Конструкция стала невероятно популярной за счет своей простоты и продуманности, её собирали тысячи людей по всей стране. Аббревиатура «БПСЛ» («блок питания Сергея Лебедева») была известна каждому энтузиасту карпьютеризации!
- Переделка на 12 вольт обычного 220-вольтового компьютерного блока питания ATX – «нищебродский» вариант с сомнительным результатом. Но у некоторых как-то умудрялось работать…
- Использование в качестве основы для CarPC старого ноутбука с универсальной ноутбучной зарядкой от «прикуривателя» – хороший, несложный и недорогой вариант, но затрудняющий гибкое построение системы – приходилось зависеть от характеристик имеющегося ноутбука, а не выбирать на свое усмотрение «материнку», процессор и прочее.
Софт:
Софтверной основой автомобильного компьютера была, как правило, самая обычная «винда». Но безопасно пользоваться «окнами» на 7-дюймовом сенсорном экранчике, да еще во время движения, – нереально, поэтому поверх Windows в обязательном порядке устанавливалась специальная оболочка-интерфейс с крупными и удобными экранными кнопками и менюшками для управления музыкой, видео, интернетом, навигацией и т.п. Эти оболочки разрабатывались самими «карписишниками», из года в год улучшались, приобретали массу скинов и индивидуальных настроек.
CarPC сегодня. Каким он стал?
Ваш покорный слуга сам увлекался CarPC много лет тому назад. Впоследствии этот вид технического творчества мне наскучил, к тому же существенно эволюционировала потребительская электроника, сделав возможным решить почти все задачи, возлагаемые прежде на громоздкий и непростой в монтаже CarPC, силами смартфона или планшета. Вспомнив как-то с ностальгическими чувствами старые добрые времена, я зашел на сайт, традиционно объединявший российских «карписишников», и очень удивился, обнаружив, что он жив-здоров, и на нем кипит общение творческих людей! Впрочем, не стоит думать, что эти люди по-прежнему громоздят в машину «потроха» десктопов и врезают CD-ROMы в бардачки, – CarPC эволюционировал, радикально сменив концепцию!
Сегодняшний карпьютер – это, как правило, встроенный в торпедо автомобиля андроидный планшет – либо вместо имеющегося в штатной комплектации дисплея, либо при крайне ограниченных функциях родной мультимедийной системы. Каковы достоинства подобного решения?
- Во-первых, конечно, это преимущества встроенной стационарной системы – потребность регулярно снимать/устанавливать смартфон и регистратор на присосках – это неудобно, и есть постоянный риск забыть что-то в салоне.
- Во-вторых, качество в сравнении с готовыми аналогами – многочисленные андроидные автомагнитолы, которые выпускаются специально под дизайн конкретной модели автомобиля, дОроги, а бренды, производящие их, никому не известны. Планшет же известной марки – это гарантированно более высокий уровень сборки и надежности.
- В-третьих, как уже понятно, цена. Планшет более чем доступен, а родной мультимедийный дисплей для, скажем, Opel Astra J или Mokka стоит от 50 тысяч рублей, и за эти деньги не блещет функциональностью… На его место встает планшет, выполняя гораздо больше разнообразных задач.
По такому описанию может на первый взгляд показаться, что сегодня CarPC как явление измельчал, комьюнити превратилось в «сообщество любителей планшетов в машине», и из этого интересного хобби ушла значительная часть креатива… На самом деле это не так!
Практически все трудности-интересности, которые были свойственны полноценным компьютерам в автомобиле, унаследовали и системы на основе планшетов! Тут по-прежнему есть где покопаться, повозиться, приложить голову и руки для реализации нестандартных решений.
К примеру, не так-то просто обеспечить такую «элементарную» вещь, как питание планшета от бортовой сети! Часто во время работы навигации – он лишь замедляет разряд! Иногда это удается победить только с помощью специально кастомизированных прошивок… А чтобы планшет включался, выключался и менял режимы по определенным алгоритмам, в привязке к положению ключа зажигания и другим функциям авто, энтузиасты делают специальные контроллеры питания.
Непростая задача подключить к планшету и пару видеокамер – для съемки дорожной обстановки и для парковки задним ходом – опять приходится «колхозить» коммутаторы видеосигнала и другие приспособления… В общем, работы креативщикам-самоделкиным хватает!
Пример современного CarPC на Subaru XV
О своей системе Колесам.ру рассказал опытный «карписишник» Александр Маковеев, инженер по ремонту цифровой техники из Москвы, известный на форуме pccar.ru под ником mcf1:
«На прежней машине, Subaru Impreza, у меня был классический CarPC – миниатюрная материнская плата (размером с коробку от компакт-диска), на ней «камень» Core 2 Duo, два гига «оперативки», выносная плата видеозахвата, мощная передняя камера с качественной оптикой от системы охранного видеонаблюдения для регистрации дорожной обстановки, GPS-антенна, GPRS-модем. Все это помещалось в обычном двухдиновом корпусе внутри торпедо, а сверху прикрывалось 8-дюймовым сенсорным экраном Lillyput, для которого долго делалась из композита рамка под интерьер машины.