Домой / Internet Explorer / Модульная сетка в веб дизайне. Модульная сетка. От слов к делу. Сетка и книжные страницы. Дизайн Йозефа Мюллера-Брокмана

Модульная сетка в веб дизайне. Модульная сетка. От слов к делу. Сетка и книжные страницы. Дизайн Йозефа Мюллера-Брокмана

Крайне полезная статья о правилах создания журнальной верстки! Очень рекомендую к прочтению.

Прежде чем рассказать о модульной сетке, давайте поймем, что такое модуль.

Модуль – это кратно повторяющееся изображение, размер или пропорция. – это структура (каркас, шаблон) расположения графических элементов на страницах. Основой модульной сетки является “модуль”, иначе говоря – основной шаг сетки, который визуально определяется шириной и высотой клетки (модульной единицы). Клетки строятся с помощью вертикальных колонок и горизонтальных линий.

Подавляющее большинство типографских сеток строится на базе формата листа бумаги, взятого за основу издания. Как вы понимаете, колонки и базовая сетка страниц создается с помощью автоматических команд программы. Сетка может быть самой разнообразной, всё в зависимости от назначения издания и идеи дизайнера.

Сетка создается для всего разворота, а не для каждой страницы отдельно. Это делается для того, чтобы весь журнальный разворот воспринимался бы как единое целое, а не распадался на правую и левую части, а всё издание не выглядело бы как подшивка из разнородных страниц. Сетка разворота может состоять из 2, 3, 4-х и т.д. равных и неравных по ширине колонок.

Одинаковые по ширине колонки создаются в окне создания документа, либо в панели “Поля и Колонки” (Margins and Colomns). Если нам необходимо задать 3 колонки, то мы вбиваем число 3 в соответствующее поле и т.д.

А как быть, если по нашему замыслу не все колонки должны иметь одинаковую ширину? Например, если текст и изображения будут располагаться в 2-х широких колонках, а пояснительная информация – в боковой узкой колонке?

В этом случае, наша модульная сетка будет строиться на основе разного числа автоматических колонок программы. Например, если мы зададим 8 автоматических колонок для страницы, то задуманные нами 2 широкие колонки (для текста и изображений) займут по 3 автоматические колонки, а узкая боковая колонка будет строиться на основе 2-х автоматических колонок.

Кроме распределения по колонкам, в модульной сетке используются такжебазовые горизонтальные линейки . К ним привязываются строки текста и границы графических элементов для визуального упорядочения и выравнивания.

Заголовки могут помещаться как в одной колонке, так и простираться на несколько колонок. Нередкий случай, когда заголовок является единственным элементом для всей страницы. Всё зависит от креативной идеи и личных предпочтений дизайнера.

Точно так же и графические изображения (фотографии или иллюстрации) могут занимать одну или несколько колонок, а могут и заполнять собой весть разворот. Довольно распространен прием, когда фотография занимает собой одну часть разворота целиком и немного распространяется на вторую часть с тем, чтобы визуально объединить обе части.

-

Модульная сетка не обязательно строится из перпендикулярных линий. Иногда дизайнер решает наклонить сетку или вообще придать ей оригинальную форму, Если Вам хочется выйти за рамки привычного – выходите!
Только постарайтесь, чтобы в погоне за оригинальностью Ваша работа не превратилась в сизифов труд. Представьте себе, каково будет сверстать 40-50 страниц с наклонной или фигурной сеткой…

-

Поэтому, прежде чем оригинальничать, спросите себя, действительно ли это так необходимо и для чего? Если весь журнал будет построен по наклонной, перевернутой или фигурной сетке, то, скорее всего, такая оригинальность удивит читателя не далее, чем на протяжении первых 5 страниц, а далее уже станет раздражать.

Почему? Да потому что читатель прежде всего хочет спокойно читать и усваивать интересную информацию, а не отвлекаться на всякие излишки гениальности дизайнера.

А вот если только в одной определенной рубрике журнала появится оригинальная разметка, то это будет не только интересно, но и уместно, поскольку придаст рубрике стильный и узнаваемый вид.

Представьте, что к вам должны прийти гости, а у вас по квартире разбросаны вещи. Как вы думаете, каким образом можно быстро «прибраться», если времени на уборку нет? Ответ прост: нужно разложить вещи небольшими кучками. Это сразу создаст ощущение порядка, квартира будет выглядеть убранной.

Модульная сетка, которая представляет собой набор направляющих, работает аналогичным образом. Направляющие (обычно вертикальные и горизонтальные) образуют некий каркас. Допустим, такой:

Да, правил нет, но есть здравый смысл. Говоря иначе, сначала нужно подумать, для чего нужна сетка, и только потом уже ее строить. Например, нарисованный выше каркас может послужить отличным полем для игры в крестики-нолики;)

Кстати, результатом использования сетки может быть... сама сетка. В качестве примера можно привести картины Пита Мондриана, который строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки.

Ярким примером промежуточного варианта, когда сетка одновременно является частью дизайна и решает конкретную задачу, служит интерфейс мобильной операционной системы Windows Phone.

Итак, на что же можно и нужно опираться при создании модульной сетки?

Построение модульной сетки

Достаточно часто в статьях про модульные сетки можно встретить предложение, которое звучит следующим образом:

Не вписывайте дизайн в сетку, наоборот, создавайте сетку под дизайн.

На первый взгляд, вроде бы все верно: сетка — это, прежде всего, рабочий инструмент, который не имеет смысла без инструкции по использованию, описывающей расположение основных элементов (текста, изображений и т. д.).

Однако, как показывает практика, возможны и имеют место быть оба варианта:

  • Дизайн вписывается в сетку;
  • Сетка создается под дизайн.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Пример первый: нужно создать дизайн сайта для научного журнала. При этом клиент хочет, чтобы журнал был «лицом» сайта и просит поместить его на главной странице. Обложка выглядит, мягко говоря, не очень хорошо:

Не будем обсуждать художественную ценность данной обложки. Сосредоточимся лучше на исполнении — оно явно хромает:

  • Ощущение, что элементы «набросаны» на плоскость страницы наспех, их позиции ничем не обоснованы;
  • Размеры в макете несоизмеримы и непропорциональны, непонятно, чем обусловлен тот или иной размер;
  • Акцентов нет, поля узкие, объекты конфликтуют друг с другом, взгляд блуждает по обложке;
  • Неграмотная работа с текстом, как в плане шрифтов (автор насчитал минимум 5), так и в плане типографики (в списке ключевых статей «дыры» между отдельными пунктами);
  • «Грязные» цвета.

Очевидно, что какой бы хороший дизайн сайта мы не придумали, такая обложка сведет его на «нет». Её нужно довести до ума и в этом нам поможет сетка. Возьмем за основу высоту бордовой полосы (7 мм) и нарисуем сетку с аналогичным шагом по вертикали и горизонтали. Кстати, верхняя и нижняя полосы удивительным образом в нее «попадают».

Сетка наглядно демонстрирует всю плачевность ситуации: объекты не выровнены относительно друг друга, имеют непонятные размеры, в общем, «кто в лес, кто по дрова».

Для наведения порядка впишем дизайн в сетку, только учтем один небольшой нюанс. Отдельно взятые элементы (название журнала, логотип APEL, номер) имеют избыточный размер, из-за них обложка получается тяжеловесной. Уменьшим шаг сетки на 1 мм, это даст нам в итоге легкий и цельный в восприятии дизайн:

Обложка с сеткой или без сетки

  • Элементы расположены по сетке и соразмерны друг другу, появились хорошие широкие поля;
  • Основной акцент выведен на название журнала;
  • Поправлены шрифты и типографика, что вкупе с сеткой дает нам законченное решение.

В итоге мы получаем такую вот замечательную картинку для главной страницы сайта:

Двигаемся дальше. В одной из предыдущих статей автор подробно разобрал этапы создания сайта-визитки . Прочитайте ее, если еще не читали, и обратите внимание, как идет построение дизайна: объекты на странице размещаются последовательно — от общего к частному, от главных элементов к второстепенным.

При таком подходе, когда компоновка определяется задачей, элементы обычно располагаются на странице «на глаз», они, пусть и не сильно, но «пляшут» относительно друг друга. Опять-таки непонятно, на что ориентироваться при выборе размера картинок, блоков текста и т. д. В такой ситуации нам вновь поможет вписывание дизайна в сетку.

С чего начинается создание логотипа? С продумывания идеи графического знака? Или подбора шрифта? А, может, с модульной сетки? Сложно сказать, так как в разных случаях нужны разные подходы. Однако многие дизайнеры, которые уже примерно представляют, как должен выглядеть логотип, начинают работу с создания модульной сетки. Использование сетки позволяет создать гармоничный, геометрически выверенный и правильно организованный логотип, который впоследствии можно будет воспроизводить в любых размерах.

Модульная сетка – это очень полезный инструмент в арсенале дизайнера. Особенно для новичков – даже освоив азы работы с направляющими, можно избежать многих ошибок в дизайне. Чаще всего используется обычная квадратная сетка с ячейками данного размера, но это вовсе не означает, что обязательно нужно использовать такой вариант. Структура сетки для создания логотипа может быть любой, например, это может быть сочетание горизонтальных, вертикальных и наклонных направляющих, которые взаимодействуют с окружностями разного диаметра. Какой будет модульная сетка, решает сам дизайнер. Если требуется создать строгий, простой логотип на основе принципов геометрической гармонии – без модульной сетки не обойтись. Только так можно сделать уникальное лого, в котором ширина букв, радиусы закругления элементов и расстояния между символами будут подчиняться определенным стандартам.

Да, такой подход к дизайну логотипа можно назвать слишком механистичным, но зато лого, построенные на основе модульной сетки, выглядят более «правильными» – ведь они созданы с использованием неких принципов. Кроме того, не стоит забывать, что однажды разработанный логотип затем будут воспроизводить другие дизайнеры, и если они будут знать, как выглядит модульная сетка, то им будет гораздо легче справиться с заданием.

Модульные сетки используются в самых разных видах дизайна. Основные правила построения сеток сформировались очень давно – первые признаки использования направляющих можно увидеть, к примеру, в старинных манускриптах. Сетки широко использовались в печатной продукции, а с наступлением компьютерной эпохи совершенно естественным образом нашли себе применение в веб-дизайне.

Что самое интересное, так это то, что многие люди, не только дизайнеры, бессознательно руководствуются правилами построения модульных сеток. К примеру, фотографы, пытаясь получить композиционно выверенный кадр, используют правило третей или правило золотого сечения. Даже классическое выражение «горизонт завален» означает, что фотограф неправильно «использовал» горизонтальные направляющие. Так что дизайнерам логотипов, которые не любят использовать сетку, говоря, что она ограничивает их творчество, следует знать, что любой визуальный объект, имеющий композицию, создан с использованием модульной сетки. Даже если это получилось совершенно случайно.

ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНОЙ СЕТКИ

Какой тип сетки выбрать, зависит от многих причин – имеет значение лишь конкретный случай. При этом важно не забывать, что дизайнеру должно быть комфортно работать в этой среде. Если использование сетки вызывает дискомфорт и не идет на пользу логотипу, то ее структуру нужно пересмотреть. Невидимые рамки действительно могут мешать, поэтому нужно достаточно спокойно относиться к тому, что некоторые элементы будут нарушать строгую организацию. И это совершенно нормально – ведь символы, которыми набран логотип, имеют разную ширину. В логотипах, в которые используется кириллица, очень сложно придерживаться геометрических принципов. В кириллическом алфавите есть буквы, которые могут привести в дизайнера в отчаяние. Если посмотреть на ту же букву Ю, то становится ясно что мы видим совершенно нелепую конструкцию, которая плохо гармонирует с начертанием других букв, взятых из латинского алфавита. А насекомоподобная Ж? Это вообще страшный сон для любого логотипщика. Но приходится работать с тем, что есть и тут уж не до модульной сетки. Такие символы все равно будут выходить за границы направляющих и с этим нужно смириться.

ПОЧЕМУ СТОИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕТКУ

Логотип можно создать и без использования модульной сетки. Берется готовый шрифт, им набирается название бренда и все. Для графического знака часто тоже не нужно работать с направляющими. Таких логотипов великое множество и это зачастую никак не отражается на узнаваемости бренда. К примеру, логотип Google набран шрифтом Catull. Дизайнер Рут Кедар лишь раскрасила буквы в разные цвета и добавила тени.

Но если логотип создается с нуля, то использование направляющих может стать очень серьезным подспорьем для дизайнера. Сетка помогает сосредоточиться и обратить больше внимания на организационную структуру логотипа. Использование модульной сетки позволяет сфокусироваться и создать логотип, который будет простым и в то же время постоянно актуальным. Если взглянуть на логотипы таких компаний, как Apple, Shell или Nike, то станет ясно, что при их создании использовались простые, классические формы.

С помощью сетки можно создать универсальный логотип, который будет прекрасно смотреться как на визитке, так и на огромном баннере. При этом направляющие, окружности и кривые вовсе не ограничивают полет мысли дизайнера, напротив, они делают его мышление более гибким. В линиях сетки порой можно увидеть гораздо больше вариантов дизайна – ячейки словно подсказывают, как можно переместить символы чтобы, они гармонично смотрелись. То есть, работая с сеткой, дизайнер более эффективно работает с имеющимся пространством.

КОГДА НЕ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕТКУ

В общем-то, как уже отмечалось выше, на любой логотип, созданный с использованием основ композиции, можно нанести модульную сетку, которая покажет, как именно он был создан. Однако есть несколько аргументов против использования направляющих.

Сетка может ограничивать творчество, так как дизайнер ощущает себя «запертым» среди направляющих. Стараясь не выйти за самим же установленный границы, такой дизайнер испытывает дискомфорт, что не способствует созданию качественного логотипа.

Создание сетки может отнять очень много времени, особенно, если логотип сложный. Очень часто с этим сталкиваются начинающие дизайнеры, которые еще плохо знакомы с законами композиции и поэтому не могут быстро создать сетку.

Так как сетка имеет математическую природу, то легко запутаться во всех этих формах и в результате забыть об основной идее. Нужно всегда помнить, что удачный логотип, это не просто набор геометрических фигур, а их гармоничное сочетание. Стремление некоторых дизайнеров «играть по правилам» зачастую приводит к тому, что у них получается безликий и откровенно неудачный логотип.

ВЫВОД

Все дизайнеры логотипов работают по-разному. Кто-то предпочитает сначала сделать наброски на бумаге, другие сразу же начинают отрисовывать лого на компьютере. Некоторые начинают работу с построения модульной сетки, а другие предпочитают сначала сгенерировать образ и лишь затем сделать его более цельным. Так что нельзя однозначно сказать, что модульная сетка обязательна при создании логотипа. Однако разработку лого можно сравнить со строительством здания. Правильно спроектированный дом простоит дольше, ведь в его основе лежит хорошо продуманный чертеж. То же касается и логотипа: если это корпоративная айдентика, лицо бренда, то лучше всего использовать модульную сетку – ведь логотип будет использоваться компанией на протяжении многих лет. И будет очень хорошо, если он будет композиционно правильным. Ну а для какого-нибудь сайта, который создается, что называется, для души, вполне подойдет логотип, набранный любым красивым шрифтом. И модульная сетка в этом случае не понадобится.

Модульная сетка - это система организации объектов в пространстве, основанная на рядах и колонках определенного, строго заданного размера. В ячейках можно располагать единицы контента: текстовые блоки, заголовки, врезки и изображения.

Сетки можно встретить не только в информационном дизайне, но и в архитектуре, в интерьерах и в градостроительстве. Во всех этих областях сетки строятся по схожим принципам, связанным со стремлением привнести в расчерчиваемое пространство порядок и гармонию.

Обратите внимание на один из эскизов развития Манхэттена 1807 года, который подчиняется строгой сетке улиц, проходящих с запада на восток и с севера на юг

Зачем нужны сетки?

Изначально сетка применялась в газетном деле в целях повышения эффективности. Макетные листы позволяли снизить издержки на содержание штатных типографов, стандартизируя вид страниц и экономя время самих «художников-оформителей». Вскоре на смену макетным листам пришли более гибкие модульные сетки.

Следуя новым веянием, в начале 1960-х художник-оформитель Питер Палаццо обновил дизайн газеты New York Herald Tribune. В 1966-м художественный редактор Джанет Коллинз ввела новую верстку в лондонской Times. Оба этих преобразования показали работникам индустрии, что единый стиль оформления повышает качество взаимодействия читателей с изданием. Газетчики и редакции журналов быстро поняли необходимость сеток и начали применять их в своей практике.

Как и во времена газет, в digital-эпоху правильно примененные сетки помогают удерживать внимание читателя, повышают качество восприятия текста и вообще улучшают опыт его взаимодействия с материалом. Сегодня в дизайне медиа сетка придает информации упорядоченность и согласованность. Она ответственна за структурирование содержимого отдельных статей и издания в целом.

Йозеф Мюллер-Брокманн в своем пособии «Модульные системы в графическом дизайне » пишет о сетках так:

«Структурируя при помощи модульной сетки плоскости и пространство, дизайнер получает возможность организовать тексты, фотографии и графические изображения по принципам объективности и функциональности. <…> Логично организованный дизайн поддерживает достоверность информации и располагает к ней читателя».

Какими бывают сетки?

Существует множество видов и конфигураций сеток: от примитивных «клеточек», как в школьной тетради, до сложносочиненных структур с разными расстояниями между горизонталями и вертикалями.

Мы собрали наиболее распространенные и ставшие уже «классическими» образцы, знакомство с которыми поможет лучше понять модульное проектирование:

Квадратная сетка

Простейшая сетка, которая легла в основу модульной системы, состояла из квадратов и была похожа на обычную разграфленную таблицу. Она начала использоваться уже в конце первой четверти ХХ века. Дизайнеры-типографы из Цюриха и Базеля усовершенствовали ее в послевоенные годы, что совпало со скачком интереса к Гельветике и подобным ей шрифтам, породив школу «швейцарской типографики ».

На примере: Роберт Бюхлер, 1914 г.
Источник: Thinking Form

Cетки Макса Билла

Первым опытом применения сетки в книжном деле была разработанная Максом Биллом система для книги «Die Neue Architektur». В этой книге, вышедшей в 1940 году, Альфред Рот применил деление страницы на девять горизонтальных модулей. Они позволили свободно располагать иллюстрации и размещать на них текст на трех языках. Несколькими годами ранее, опираясь на идеи «новой типографики» Баухауса, Билл использовал шестимодульную сетку в своем знаменитом плакате «Negerkunst », созданном для выставки южноафриканской наскальной живописи в 1931 году.

"Сетка — это система помощи, но она не является гарантией, а всего лишь имеет ряд возможных применений, и каждый дизайнер сам может искать решение, соответствующуе его индивидуальному стилю. Но надо научиться использовать сетку. Это искусство, которое требует практики ".

Йозеф Мюллер-Брокман

По сути, само использование сетки связано с одним из старейших и самых основных принципов дизайна — выравнивания. Наш мозг хочет всё упрощать и делать более понятным. Вот почему мы стараемся навести порядок в вещах, которые кажутся хаотичными.

Естественно, чем быстрее мы всё правильно организуем, тем быстрее наш мозг сможет определить модель и двигаться дальше. Сетки настолько упорядоченны, что почти не требуют интерпретации с нашей стороны.

Рассмотрим два макеты страниц представлена ​​на рисунке ниже:

Хотя оба эти изображения — всего лишь несколько прямоугольников, набор в верхней части кажется принципиально лучше чем в нижней. Мы можем мгновенно распознать модель, принять её и двигаться дальше. Изображение внизу же вызывает визуальный дискомфорт, так как не имеет четкой картины, порядка, или цели и выглядит как случайный набор форм.

Следует отметить, что неорганизованность также ​​может быть и красивой. В природе, например, нет чётких линий. Сетки выглядят холодными и жесткими, но помните, что они являются очень эффективным и действенным методом не позволить вашему воображению увязнуть в структурах.

Взгляните на некоторые из самых популярных сайтов с первоклассным дизайном. Скорее всего, они использовали сетку. Сетки позволяют стабилизировать структуру веб-страницы и предоставляют дизайнеру логический шаблон для создания сайта.

Использование сетки не означает, что ваш дизайн будет иметь скучный дизайн. Хороший дизайнер должен знать и уметь применять основные правила использования сетки, но это не означает, что он не может нарушать правила.

Проще говоря, сетка — это разделение макета вертикальными и / или горизонтальных направляющими включая поля, пространство и некоторое количество столбцов для того, чтобы заложить основу для организации контента.

Сетки традиционно используется в полиграфии, но также часто применяется и в веб-дизайне. Сетка — это просто инструмент, который помогает в конструкции.

Начиная изучать новые навыки в той или иной сфере, вы должны сначала следовать рекомендациям. Обучение основам гарантирует то, что вы сможете применять принципы эффективно. То есть, сначала — теория, а затем — практика.

Стоит отметить, что существует два способа создания сетки шаблона:

Способ №1: Создайте свою собственную сетку

Есть много различных способов создать свою собственную сетку, но в конце концов, вы в праве выбрать тот вариант, который больше подходит.

Вы можете разделить пустой документ математически, создавая четное или нечетное число столбцов для работы. Ваша сеть может быть сложной или простой, вы можете использовать правила третей или золотого сечения, как вам больше нравится.

Возможно, в этом вам помогут следующие статьи:

Вот несколько примеров сетей, созданных в Photoshop с помощью направляющих (View> New Guide ):

Плагины для создания сеток в Фотошопе

5. Grid System Generator -генератор таких популярных сеток, как 960.gs, Golden Grid, 1Kb Grid, Simple Grid/ установите нужные параметры и нажмите «GENERATE».

Сетки для резиновых/ адаптивных сайтов

Адаптивный веб-дизайн пользуется огромной популярностью на сегодняшний день. Основным из его принципов считается использование резиновой сетки. Более подробно о них вы можете прочитать , а мне бы хотелось немного дополнить эту подборку и добавить ещё несколько ресурсов.

1. — генератор адаптивной сетки

2. Fluid grid calculator — сервис, который позволяет создать резиновую сетки. Введите параметры и получите готовый код.