Домой / Облачные хранилища / Почему нужно выключать электронные устройства во время взлёта и посадки

Почему нужно выключать электронные устройства во время взлёта и посадки

Тому есть несколько причин, одна из которых - возможные помехи в работе приборов самолета. Постараюсь объяснить, почему вас просят выключать гаджеты на взлете и посадке.

Если коротко

На данный момент не было проведено серии скрупулезных исследований умными людьми, которые бы научно обосновали необходимость этих действий.

Теперь подробнее

Как бы то ни было, имеется несколько наблюдений, позволяющих предположить, что какое-то влияние гаджеты все-таки оказывают. Главные подозреваемые - мобильные телефоны и устройства с wi-fi (планшеты, электронные книги). Лично у меня часто фонит в наушниках от мобильного телефона... Это раздражает и может помешать пилотам слушать команды диспетчера.

Международная ассоциация воздушного транспорта опубликовала отчет, в котором говорится о 75 случаях, когда было заподозрено воздействие мобильных устройств на системы самолета. Тогда экипаж просил пассажиров выключить телефоны, и проблемы уходили.

Я думаю, дело в том, что некоторые старые самолеты не имеют надлежащей защиты от подобных помех, а также в современных ВС могут возникнуть проблемы с этой защитой. Но даже если с ней все ок - у нас каждый день появляются все новые и новые устройства. Известно, например, что Айфон 4 вызывает помехи в системах навигации Garmin. Это может стать очень серьёзной проблемой и привести к потере управления, если произойдет в ключевой фазе полета.

Есть и другая важная причина, по которой экипаж просит вас отключить гаджеты

Они могут отвлекать ваше внимание в тот момент, когда вы должны быть сосредоточены - на взлете и посадке. Наушники помешают слышать важную информацию в аварийной ситуации, игры на планшете будут отвлекать, и т.д. Вспомним знаменитую посадку на Гудзон. Всё длилось пару минут, и у проводников не было времени повторять информацию по два раза, для тех, кто прослушал.

Таковы причины с точки зрения логики. А с точки зрения закона, вы обязаны подчиняться командам экипажа. Авиакомпании крайне редко подают в суд на пассажиров за нарушение этого правила, но такое бывает.

Я неоднократно слышал бухтение людей в ответ на просьбу бортпроводников выключить и убрать всю электронику во время взлета репликами типа «Да делать вам нечего», «Да глупость это всё» и подобное, и как инженеру-электронику по высшему образованию, технику обслуживания авиационных приборов и электрооборудования ЛА по военному образованию и часто летающему пассажиру по жизни, захотелось сформулировать и структурировать доводы, почему телефоны и электронику выключать и убирать все-таки надо.

Обычно в качестве основной причины подобных просьб к пассажирам приводят аргумент что наводки от носимых бытовых радиопередатчиков могут создать помехи в работе бортового оборудования, на что многие не слишком умные пассажиры отвечают «да я сто раз забывал выключить телефон и даже разговаривал с борта, и все было нормально». В этих утверждениях есть и доля истины, так и не совсем.

1. Взлёт и посадка — самые важные и ответственные фазы полёта, и вероятность возникновения критической ситуации (резкое торможение, болтанка, и прочее) в них максимальна. При резком торможении даже пятидюймовый смартфон, если владелец не удержит его в руке, превращается во вполне себе хороший снаряд с достаточной массой и скоростью, чтобы очень больно влететь впереди сидящему в голову, не говоря уж о планшетах и фотоаппаратах. Это первая причина, по которой просят убрать всё в карманы или ручную кладь.

2. Обычный 2G/3G/4G телефон или планшет с вайфаем действительно не несут опасности для электронного оборудования воздушного судна, но с некоторыми оговорками: до тех пор, пока они функционируют исправно. Никто не может заранее предположить, насколько надежен по схемотехнике радиомодуль в телефоне или планшете, заботливо сделанный неизвестными китайцами, и насколько тщательно протестирован его программный микрокод. Электроника и сигнальные цепи современных самолетов действительно многократно дублированы в целях отказоустойчивости и экранированы от внешних воздействий, но когда на кону жизни людей, лишний раз лучше это не проверять.

3. Кроме непосредственно влияния на набортную электронику стоит иметь в виду также влияние помех от телефонов на голосовую радиосвязь. В авиации используется аналоговая передача голоса для переговоров экипажа с диспетчерами и другими бортами. Наводки от передающих устройств, соответственно, могут создавать помехи при переговорах, что само по себе уже не есть хорошо.

4. А теперь небольшой пример из жизни.

При расследовании крушения рейса 703 Окленд — Палмерстон-Норт авиакомпании Ansett New Zealand 9 июня 1995 года, в котором погибли 4 пассажара, следователи в качестве одной из версий рассматривали, что использование мобильного телефона могло вызвать сбой бортового радиовысотомера непосредственно перед крушением. Самолет при визуальном заходе на посадку в Международном аэропорту Палмерстон-Норт в условиях плохой погоды столкнулся со склоном хребта Тараруа в 16 километрах к востоку от аэропорта. ()
Пятью годами позднее, борт HB-AKK швейцарской авиакомпании Crossair 10.01.2000 потерпел крушение в окрестностях Дильсдорфа (кантон Цюрих). Погибли все пассажиры, находившиеся на его борту. Окончательно причины аварии и гибели экипажа и пассажиров до сих пор не раскрыты. Однако, результаты исследования «черного ящика» показали, что в определенный момент навигационные приборы и системы управления самолета стали выдавать неправильные данные. Следователи опросили операторов сотовой связи и выяснили, что непосредственно перед катастрофой с борта самолета была отправлена SMS, а за ней последовал звонок. Таким образом, вероятной осталась версия о сбое в системах управления самолета из-за воздействия радиоволн. ()

Все понимают, что правила авиационной безопасности «написаны кровью». И, как известно, многие авиационные инциденты не происходят по какой-то одной причине, а к ним приводит совпадение многих факторов, каждый из которых в ином случае не привел бы ни к каким последствиям. Если есть хоть малейшая вероятность исключить из ряда событий что-то, что пусть даже теоретически привести к критической ситуации, это должно быть обязательно сделано для сохранения жизней людей.

5. И последнее. Почему просят отключать не только телефоны, но и, например, фотокамеры, MP3-плееры, читалки и прочие устройства, которые не имеют радиомодуля? Потому что многие из них все-таки имеют. В наше время никого не удивить читалкой с 3G модемом, аудиоплеером с WiFi-ем (для синхронизации музыкальной библиотеки), и цифровым фотоаппаратом с Bluetooth (для беспроводной передачи на принтер). И пусь даже конкретно ваше устройство не имеет ничего вышеперечисленного, но бортперсонал не должен разбираться какая у кого модель и какой у него есть функционал. Не говоря уж о том, что технически не подкованные люди могут даже не подозревать что у них в гаджете есть WiFi и модуль сотовой связи. Поэтому и звучит просьба отключить или перевести в авиарежим абсолютно все устройства. Как я уже писал в предыдущем пункте, если есть хоть малейшая вероятность исключить из ряда событий что-то, что пусть даже теоретически привести к критической ситуации, это должно быть обязательно сделано. В конце концов, это совсем не сложно — прожить некоторое время без любимого гаджета ради своей же безопасности и безопасности других людей.

Удачных и безопасных вам полетов!

Одно из правил технической безопасности, вызывающее наибольшее количество вопросов — просьба отключить мобильный телефон на время полёта в самолёте. Многие эту просьбу игнорируют, но делают это необдуманно.

Включенный на борту телефон на самом деле бесполезен и не особо опасен. Но во время взлёта и посадки его просят отключить, чтобы исключить малейшие риски сбоя электронных систем. Вероятность из возникновения практически равна нулю:

На высоте около 3 км телефоны потеряют сигнал с наземных станций и начнут активно ее искать. Если девайсы всех пассажиров на борту будут включены, то это может сказаться на работе высокочувствительных авиационных приборов.

Кроме того:

  • вам всё равно никто не дозвонится (зачем держать его включенным и садить батарею?)
  • при включеном «режиме полёта» все функции остаются доступными (кроме звонков и интернета)
  • из-за теоретически возможных помех, пилот сможет не расслышать важное сообщение от диспетчера
  • при жесткой посадке летающие по салону вещи могут нанести травмы окружающим. Поэтому планшеты и ноутбуки просят убрать.

Чем грозит неповиновение нарушителю

Неповиновение к выключению телефона не является обязательным к исполнению и обычно не проверяется. Но в теории за нарушений правил безопасности авиакомпании могут:

  • запретить перемещаться по воздушному судну;
  • снять с рейса;
  • аннулировать билет;
  • взыскать в судебном порядке штраф за задержку вылета и причиненный этим обстоятельством ущерб;

В ряде стран могут просто отобрать гаджет на время полета.

Зачастую избирается крайне действенная мера пресечения - пассажир-нарушитель попадает в «черные списки» авиаперевозчиков, и не имеет возможности приобретать билеты на самолет на протяжении нескольких лет.

А уж если ваш включенный телефон стал причиной убытков для авиакомпании, вас вполне могут привлечь к гражданско-правовой или административной ответственности.

Помните, что при возникновении угрозы крушения нарушитель может понести и уголовную ответственность.

Разумеется, с течением времени риски от использования электронных устройств на борту постоянно снижаются, однако пассажирам следует четко придерживаться правил той авиакомпании, услугами которой они пользуются.

Утром и вечером многие из нас привыкли к включению и выключению компьютера. На это затрачивается уйма времени. При этом мы не выключаем мобильный телефон, когда поговорим по нему, а просто переводим его в режим ожидания, выключив дисплей, и в случае необходимости мгновенно восстанавливаем его работу одной кнопкой. Аналогичным образом можно поступать и с компьютером, отказавшись от ежедневных включений и выключений.

Вместо выключения питания можно просто переводить компьютер в режим сна или гибернации, что значительно сократит время его пробуждения, которое вы тратите на ожидание и запуск приложений каждый день. При использовании сна операционная система сохраняет состояние системы в памяти и переходит в режим пониженного энергопотребления. При гибернации состояние системы сохраняется на диске и компьютер полностью выключается. Возврат системы в рабочее состояние при этом производится достаточно быстро. Также существует гибридный режим, при котором состояние системы сохраняется на диске, а компьютер при этом переходит в режим пониженного энергопотребления. Если кратко, то эти три способа можно описать в табличном виде таким образом.

В чем преимущества?

Не надо ждать

При полном выключении и включении компьютера затрачивается больше времени, чем при переходе в режим сна/гебернации и восстановления из него. Например, включение компьютера может занимать от 1 и до 10-15 минут (в зависимости от количества программ в автозагрузке и быстродействия вашего компьютера). При восстановлении компьютера из режима сна ему потребуется всего от 5 до 20 секунд!

Не надо закрывать рабочие программы

При использовании режима сна/гибернации нет нужды закрывать рабочие программы, потому что при восстановлении все ваши приложения будут работать и находиться точно в таком же состоянии, в каком вы их оставили в момент переключения в режим сна/гибернации.

При простом выключении вам потребуется завершать все программы, а потом снова их открывать при включении, что также отнимает время и силы.

Автоматизация процессов

При использовании режима сна можно часть автоматических процессов перенести на ночное время. Например, можно через планировщик задач назначить время создания резервных копий, дефрагментации дисков и ряд других важных операций, которые отнимают достаточно много времени. Тем самым вы не будете затрачивать на ожидание завершения таких операций ни секунды своего времени, потому что они будут производиться тогда, когда вы отдыхаете.

Данная автоматизация возможна, если в настройках электропитания включена опция «Разрешить таймеры пробуждения».

Также для автоматических процессов может быть полезным задать таймер перехода в режим сна. Сделать это можно в том же окне настроек, указав у пункта «Сон после» нужное значение.

Как активировать режим сна и гибернацию?

Для ноутбука

В случае с ноутбуком оптимальным решением будет использование режима сна, включающегося при закрытии крышки ноутбука. Ноутбук оснащен батареей и ее расход очень мал. Потому при частом использовании это будет наиболее удобным. При этом вы получите практически мгновенное восстановление системы после открытия крышки ноутбука, что позволит вам сразу приступить к работе.

В том случае, если вы планируете на длительное время отказаться от работы с ноутбуком, то можно перевести его в режим гибернации и тогда он вообще не будет потреблять энергии.
Если заряд аккумулятора ноутбука критический, а он пребывает в режиме сна, то система автоматически переведет его в режим гибернации и полностью отключит питание.

Ваши данные при этом не пострадают. После включения все восстановится в том виде, в каком вы оставили компьютер последний раз.

Чтобы активировать режим сна при закрытии крышки ноутбука, зайдите в «Панель управления» – «Электропитание» и в правой боковой панели выберите пункт «Действия при закрытии крышки» и выберите нужное значение.

Для стационарного компьютера

Для стационарного компьютера, который не имеет батареи, также можно использовать режим сна, но в этом случае придется держать его постоянно подключенным к сети. Также можно использовать гибернацию или гибридный режим.

При использовании гибридного режима восстановление компьютера будет производиться очень быстро, и вы сможете начать работать практически сразу после нажатия на кнопку включения (либо можно настроить, чтобы компьютер включался при нажатии на любую клавишу на клавиатуре или мышке, что бывает также удобно). В случае перебоев с электричеством при гибридном режиме питание компьютера выключится, но данные о состоянии системы останутся на диске и при следующем включении все восстановится.

Чтобы активировать режим сна при нажатии на кнопку питания на системном блоке, зайдите в «Панель управления» – «Электропитание» и в правой боковой панели выберите пункт «Действия кнопок питания» и выберите нужное значение.

Чтобы активировать гибридный спящий режим, откройте «Панель управления» — «Электропитание». Около активного пункта кликните по ссылке «Настройка плана электропитания».

В появившемся окне в дереве выберите «Сон» и в нем элемент «Разрешить гибридный спящий режим».

После сохранения проделанных изменений гибридный режим будет автоматически активирован при активации режима сна.

Заключение

Использование режимов сна и гибернации при работе с компьютером позволяет экономить значительное количество времени и начинать работать практически сразу после открытия крышки ноутбука или нажатия на кнопку включения стационарного компьютера. При этом нет нужды каждый раз запускать рабочие программы – после восстановления из режима сна/гибернации все рабочие приложения автоматически восстанавливаются. Выключать или перегружать компьютер таким образом можно только в крайних случаях, когда необходима перезагрузка после установки обновлений или какого-либо программного обеспечения.

А вы каждый раз выключаете свой компьютер? Если да, то зачем?

Все, кто летал самолетами, знаком с объявлением стюардессы о том, что следует отключить все мобильные устройства. А почему, с этим стоит ознакомиться.

Еще лет десять назад опасность, исходящая от устройств с радиоволнами, угрожала приборам авиалайнера. Происходили физические процессы, когда синхронизировались волны, создавая сбой в навигации. Особенно это было видно при взлете или посадке, когда речь идет от метрах взлетной полосы. Еще одним наглядным примером радиовмешательства может послужить тот факт, что при обращении экипажа к пассажирам вдруг внезапно начинает шуршать или пропадать звук. Это все от того, что кто-то на борту воспользовался включенным смартфоном или телефоном. Радиопомехи – вот основное влияние маленьких радиоантенн, вмонтированных в современные мобильные гаджеты . И хоть наука и не стоит на месте, постоянно рассматриваются различные варианты совместимости различной аппаратуры. Поэтому выключение мобильных устройств – одно из обязательных требований во время старта или посадки. В другое время разрешено использовать планшеты и мобильники, но при этом соблюдая соответствующие требования.

Полезные функции

В любом современном смартфоне, особенно 2017 года выпуска, таких, как iPhone 8 , Samsung Galaxy S8 , LG G6 и других, в меню приложений есть опция «Режим полета», обозначенной иконкой с маленьким самолетиком. Если его включить, что все остальные беспроводные коммуникации автоматически отключаются, не принося вред окружающей обстановке. В современных авиалайнерах уже запускают отдельные виды беспроводной связи, приводя к бесполезности вышеупомянутый режим полета, правда, в платном варианте.

Но не стоит пренебрегать такой полезной функцией, ведь при выключении радиомодулей экономится заряд аккумулятора. У любого Андроида, Айфона или Айпада, причем даже самого навороченного, отключаются одни и те же функциональные возможности:

  1. Wi-Fi в результате прекращения сканирования телефонов ближайших сетей и никакие попытки не помогут;
  2. мобильная связь, ведь прекращена синхронизация с сотовыми вышками и спутниками;
  3. Bluetooth, приводящее к бездействию беспроводных мышек и клавиатуры;
  4. GPS-навигация, не подходящая полетам по многим причинам.

Таким образом, в самолетах уже можно использовать свои мобильные телефоны , не отключая, а переводя на безопасный для авиаперелетов режим. Хотя некоторые частные компании все равно настаивают на полном выключении таких устройств, преследуя свои интересы. Теоретически предполагая, что усиленный поиск сотовой вышки внесет изменения в показания датчиков самолета, и тем самым навредит нормальному движению. И хотя ничего страшного не будет, если включен в щадящем режиме смартфон или тот же планшет, правила остаются без изменения.

Другим отрицательным моментом включенного смартфона является то, что происходит быстрое перемещение в пространстве, а соответственно, ухудшение связи с абонентами. Смартфон включает дополнительные мощности, приводящие к быстрой разрядке даже самой мощной батареи, как у Oukitel K10000 (10000 мАч) или Acer Liquid Zest Plus (5000 мАч).

Хорошо использовать режим полета даже не в условиях воздушного передвижения, а на земле. Создавая своеобразный режим ожидания, можно выгодно сэкономить на подзарядке. Для планшета это вообще идеальный вариант, остается только смотреть фильмы в записи или играть в свою игру.